![]() |
Здравствуйте, гость ( Вход | Регистрация )
![]() |
Николаевский кондуктор |
![]()
Сообщение
#1
|
Прописан ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Группа: Старейшина Сообщений: 4,430 Регистрация: Пользователь №: 7 ![]() |
Не знаю куда это кинуть и начал новую тему!
Это заводская многотиражка, написано интересно, надо делать вылазку... (IMG:http://www.picatom.com/v/-6857-th.jpg) |
![]() ![]() |
Николаевский кондуктор |
![]()
Сообщение
#2
|
Прописан ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Группа: Старейшина Сообщений: 4,430 Регистрация: Пользователь №: 7 ![]() |
Первые фонари Николаева
Время появления первых городских фонарей краеведы всегда относили к 1823 году. Однако внимательное изучение документов, публикаций рассказывает о малоизвестных страницах в истории освещения улиц Николаева. Вот в этом году первым николаевским фонарям исполняется 225 лет. В конце XVIII века фонарщик Шепман по приказу Потемкина отвечал за установку домовых фонарей. Он, скорее всего, был первым официально назначенным фонарным мастером молодого города. Здесь строились грандиозные планы в усилении Черноморского флота, а работы велись не только в дневное время. Поэтому нужно было обеспечить хорошее освещение. «По ночам пленные турки, которых приводили из Терновки, рыли колодцы и городовую сточную канаву», - пишет Ю. С. Крючков, хорошо изучивший документы санкт-петербургских архивов, куда вагонами вывозились николаевские материалы. К 1792 г. в молодом городе жили и работали около 10 тыс. жителей, более 1700 человек приходили на временные, сезонные работы. «Селение уже было знаменитое», и военный городок вряд ли ходил со свечами. «Главнейшие публичные строения уже сооружены», - сообщал Главный командир ЧФ и портов адмирал Н. С. Мордвинов. Город и его большую верфь обслуживали 516 своих и 198 иностранных купцов. Губернатор А. С. Грейг поручил Ф.И. Вуншу, архитектору Морского ведомства, разработку проектов благоустройства в Николаеве: замощение улиц, освещение города, подготовка чертежей фонарных столбов и самих фонарей. В 1823 году первые фонари появились на улицах Адмиральская и Соборная. Двадцать два фонаря установили по первой улице, от Дворца до Штурманского училища - тридцать семь. По Соборной, от Ингульского моста до базара - пять. Центральная Адмиральская освещалась за счет казны - это были земли Морского ведомства. Под надзором полиции за счет города установили постоянное освещение на Соборной. В 1835 году, во время правления М.П. Лазарева, вновь возникла проблема освещения новых улиц. Годы шли. Средства выделялись на военное строительство, а вот с плохим освещением ситуация не менялась еще довольно долгие годы. Даже к 1869 году, когда история города Николаева уже насчитывала более 80 лет, первый «Путеводитель и адрес-календарь 1869 г.» сообщил, что освещалась только часть Адмиральской и Соборной (106 фонарей), проулки и другие улицы «не имели фонарей». А в городе тогда жили и работали сорок семь тысяч двести человек. Развитие коммерческой торговли, появление иностранных консульств актуализировало проблему освещения города. Документы тех лет рассказывают о 880 городских фонарях и разработке новых для них столбов. Жалобы горожан - «идешь, хоть глаз выколи» - не остались без внимания. Городская дума озаботилась проблемой дальнейшего освещения улиц и целых районов. В выступлениях депутатов все чаще звучали слова, что эта тема стала «больной для города». В начале ХХ века местная пресса из номера в номер муссировала проблему ночного освещения. Чиновники, по мнению журналистов, должны искать не только место для установления «лампового освещения», но и новые места наблюдений за их сохранностью и работой. Ведь, по словам «газетчиков», «электричество - двигатель энергии города Николаева». Уже в 1909 году началась широкая реклама специальных ламп и фонарей. Так, одесский торговый дом «И. Собецкий и Ко» продавал Николаеву специальные «калильные фонари»: в 750 свеч - по 140 рублей, а в тысячу свеч - 150. Активная работа губернаторства и местной управы стала широко известной на юге благодаря публикации от мая 1909 года в «Николаевском курьере», где рассказывалось о том, что симферопольские управленцы просили наши власти поделиться опытом и знаниями в освещении города или хотя бы выслать отчет, который делали комиссии горуправы и Думы. К 1910 году горожане все чаще просили помощи у служб города. Так, несмотря на длинные майские дни, «смотритель ночного убоя скота просит семь висящих больших ламп и пять дворовых фонарей». Появление новой техники - николаевского дизель-мотора в 1910-м - помогло решить ряд проблем. Надежное и постоянное освещение центра вскоре обеспечила «городская станция с машинами переменного тока высокого напряжения» (1914). Но жители слободок и окраин еще долго жаловались на темные и опасные ночные дороги и старались решить все насущные проблемы в светлое время суток. Светлана БОЙЧУК. _ "Южная правда", № 65 (23391) |
![]() ![]() ![]() |