![]() |
Здравствуйте, гость ( Вход | Регистрация )
![]() |
Николаевский кондуктор |
![]()
Сообщение
#1
|
Прописан ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Группа: Старейшина Сообщений: 4,430 Регистрация: Пользователь №: 7 ![]() |
Не знаю куда это кинуть и начал новую тему!
Это заводская многотиражка, написано интересно, надо делать вылазку... (IMG:http://www.picatom.com/v/-6857-th.jpg) |
![]() ![]() |
Николаевский кондуктор |
![]()
Сообщение
#2
|
Прописан ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Группа: Старейшина Сообщений: 4,430 Регистрация: Пользователь №: 7 ![]() |
http://www.up.mk.ua/mainpage/show_item/7043
364 года назад в Европе о Николаевщине издали первую книгу В XVII - XIX веках украинские земли были в зоне пристального внимания стран Европы, Востока. Сюда прибывали представители многих стран: военные, дипломаты, путешественники и купцы. Много воспоминаний об Украине оставили французы: писатели Проспер Мериме, Оноре де Бальзак, дипломат Де ля Невиль, врач Де ля Флиз и другие. Одним из плодовитых мемуаристов, посетивших наш край, стал Боплан Гайом Левассер - инженер, ученый и писатель. О его судьбе нам известно не много. В 16 лет он стал лейтенантом, специализировался на военном строительстве, имел опыт в артиллерии и картографии. В конце 1630 года прибыл в Речь Посполитую, где служил в чине капитана артиллерии и королевского инженера. В этом же году по приказу польского короля Сигизмунда получил назначение на разработку планов и строительство защитных приграничных крепостей от татарских и турецких набегов. С 1569 года, когда земли северо-западного Причерноморья, включая часть территории нынешней Николаевщины (между реками Кодымой и Синюхой), отошли к Польше, татары были постоянной угрозой. Работа предстояла большая. Боплан строил укрепления целых 17 лет. Составлял планы, карты, проводил геодезические измерения, собрал богатый материал. Весной 1648-го Боплан вернулся домой, во Францию. По приказу коронного гетмана Потоцкого уволился со службы, поселившись в Дьепли. Через год переехал в Руан, но вскоре снова вернулся в армию. Служил в Вест-Индии. Позже как военный инженер выполнял многие работы в фортификациях де Вобана. Пребывание в Украине оставило в его памяти неизгладимый след, о чем он делился с друзьями. Так созрело решение написать книгу. Очевидно, он вел дневники и делал записи. Первое издание книги тиражом в сто экземпляров опубликовано в 1651 году в Руане. Оно стало подарочным для узкого круга друзей. В его названии слово «Украина» не значилось. Однако слава и рассказы о необычной земле и удивительных обычаях народа были на слуху у французского общества. Второе издание (1660 г.) вышло с дополнениями и значительно большим тиражом. Поменялось и само название книги - «Описание Украины, нескольких провинций Королевства Польского, что тянутся от границ Московии до границ Трансильвании, вместе с их обычаями, образом жизни и ведением войны». За короткое время книгу перевели на многие европейские языки, несколько раз переиздавали. На русском языке она впервые появилась в Петербурге в 1832 году в переводе Федора Устрялова. Боплан рассказал о богатых урожаях, успешной торговле хлебом, воском, медом, салом и соленой рыбой, которые высоко ценились на рынках. Автора удивило мастерство изготовления челнов. За 15 дней около 60 человек легко построили громадную лодку длиной до 60 футов, шириной 10 - 12 футов, высотой 12 футов, где свободно размещались 10 - 15 пар весел. К походам готовились с особой тщательностью. Обычно в военно-морских операциях принимало участие от 80 до 100 таких суден. Пьянство здесь не приживалось, несмотря на сложность морских переходов и холодное время, никто из казаков водку с собой брать не осмеливался. Все знали жесткий закон: при малейшем запахе атаман тут же выбросит нарушителя за борт и никто его спасать не будет. Поразила Боплана необыкновенная воинская храбрость и суровые испытания для тех, кто хотел стать казаком. Одно из них он описал подробно. Кандидат был обязан подняться по смертельно опасным днепровским порогам против течения реки. Дивными стали для француза и местные обычаи. Особенно ритуалы сватовства. «На Украине, наперекор всем народам, не хлопцы сватали девушек, а девушки предлагали им свою руку. И редко не достигали своей цели». «Описание Украины...» и сегодня считают первым большим учебником в украинском краеведении. Книга прославила военного инженера на весь мир. За последние 360 лет она много раз переиздавалась. Казалось, могучие вековые камни и стены замков-крепостей, что были им построены, должны были бы стоять тысячелетия и составлять славу талантливого строителя. Но… история распорядилась иначе. Все военные пограничные сооружения рассыпало время. От них остались лишь короткие пересказы или упоминания. Даже рисунков не сохранилось. А книга жива и сегодня, ее перечитывают более трех веков... Живо имя Боплана и на Николаевщине. В северной ее части, на Первомайщине, в 10 км от самого районного центра, в 1634 г. он построил прочное приграничное укрепление, положив основание селу Конецполье. В то время это были поместные земли польского магната Станислава Конецпольского, известного военного и политического деятеля, Краковского каштеляна и Сандомирского воеводы, а с 1632 года - великого коронного гетмана. Некоторые историки считают, что Боплан был у него на службе. И для защиты владений соорудил несколько крепостей, у которых вскоре образовывались поселения. Сам инженер писал об этом так: «Усть-Саврань, или Новый Конецполь, - последнее поселение поляков со стороны Очакова, которое я заложил в 1634 году, а в 1635 году построил тут по приказу Конецпольского Королевскую крепость. На том месте, где река Кодыма впадает в реку Южный Буг. Думаю, что в этом месте можно было бы возвести добрый арсенал против турков». Расположенная на полуострове крепость, имея толстые прочные стены с окнами для пушек, могла выдержать удары тяжелой артиллерии. По кругу шла система земельных укреплений как линия защиты. Широкие валы легко удерживали пушки и воинство. Защищенное водой с трех сторон мощное укрепление было готово устоять даже при самых тяжелых штурмах. Охраняя земли в тревожное время, могучая постройка служила миру - здесь проходил торговый путь с Брацлавщины на Очаков и Хаджибей. Его остатки сохранялись до средины XIX в. Картографические работы Боплана до сих пор сохраняют актуальность. Многие годы они служили верным ориентиром для всех, кто посещал эту часть Европы. Однако долгое время историкам были известны только 10 карт. Остальные вместе с неизвестными рисунками у автора выкупил польский король. До ХХ века о них никто ничего не слышал. В 1952 году в Гданьской городской библиотеке обнаружили 11 новых карт ученого. Конец прошлого века ознаменовался еще одной сенсацией - находками неизвестных 23 картографических рисунков. Об этом на страницах одного из сборников рассказали львовские исследователи. Среди этих редкостей изображения земель Крыма и Северного Причерноморья. Есть и неизученная карта - «Общий план Диких полей Украины с неизвестными провинциями», которая была составлена до отъезда Боплана во Францию. Позже эти карты довольно часто использовались географами и картографами. Одни специалисты, внося новые координаты, названия, имена, ссылались на Боплана, другие просто оставляли только свои фамилии. А мы, заглянув в далекий XVII век, можем узнать о многом. Ведь уже тогда стояли Очаков, Витовка, Витовтов Брод, несли свои воды Буг, Чичиклея и жила своей жизнью таинственная Виноградная Крица (Winaradna Kricza) - территория современного Корабельного района нашего города. Светлана БОЙЧУК. _ "Южная правда", № 89 (23415) |
![]() ![]() ![]() |