![]() |
Здравствуйте, гость ( Вход | Регистрация )
![]() |
Николаевский кондуктор |
![]()
Сообщение
#1
|
Прописан ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Группа: Старейшина Сообщений: 4,430 Регистрация: Пользователь №: 7 ![]() |
Не знаю куда это кинуть и начал новую тему!
Это заводская многотиражка, написано интересно, надо делать вылазку... (IMG:http://www.picatom.com/v/-6857-th.jpg) |
![]() ![]() |
Николаевский кондуктор |
![]()
Сообщение
#2
|
Прописан ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Группа: Старейшина Сообщений: 4,430 Регистрация: Пользователь №: 7 ![]() |
«Кондитерка»: сладость успеха и горечь падения
Вечерний Николаев http://www.vn.mk.ua/stories.php?id=28104 Был такой писатель Аркадий Гайдар, которого знали все советские дети. И было у него произведение «Сказка о Военной тайне, о Мальчише-Кибальчише и его твёрдом слове». Антигероя в нем звали Мальчиш-Плохиш, и он всегда ассоциировался со сладостями. В одном из эпизодов автор описал его так: «Обрадовались тогда буржуины, записали поскорее Мальчиша-Плохиша в свое буржуинство и дали ему целую бочку варенья да целую корзину печенья. Сидит Мальчиш-Плохиш, жрет и радуется». Когда я закончил сбор материалов о Николаевской кондитерской фабрике – еще одном местном предприятии, исчезнувшем с карты города, я представил себе именно этот образ. БЫТЬ В ШОКОЛАДЕ Сколько живет человечество, столько его и тянет к сладкому. И не только в греховном плане. В не такую далекую старину, когда шоколад из Бельгии был еще недоступен, каждый город располагал своим маленьким производством. В Николаеве, к примеру, на улице Декабристов существовала мастерская по изготовлению пирожных и мороженого. На ее базе в 1924 году и появилась кондитерская фабрика. В 1952 году она переехала на Садовую, 25, где и проработала вплоть до своего закрытия. Казалось, что развал страны и последовавшее за ним разрушение основ плановой экономики нанесут по кондитерской фабрике сокрушительный удар, от которого уже не отделаться. Но все оказалось не совсем так, ведь период с 1991 по 1992 годы стал едва ли не лучшим в истории предприятия. При проектной мощности 15 тысяч тонн продукции в год – выпускалось до 16 тысяч тонн, и такие темпы вселяли надежду в работников фабрики. Они верили, что смогут работать успешно и без государственной поддержки. Требовалось выработать четкий план действий и выбрать эффективное руководство, которое в сложных экономических условиях сможет не только наладить продажи, но и привлечь средства в обновление технологий. На имеющемся оборудовании нельзя было въехать в светлое будущее: машина для отливки конфет высшего сорта была установлена еще в 1955 году, а в бисквитном цеху линия работала, начиная с шестидесятых. Она несколько раз ломалась, но руками самих же сотрудников неполадки удавалось исправить. А потом история сыграла с коллективом фабрики злую шутку. К 1997 году, когда предприятие в результате приватизации превратилось в акционерное общество, ситуация на рынке кондитерских изделий стала резко меняться – на фоне снижения покупательной способности населения в страну хлынул импорт. И хотя его качество вызывало вопросы, покупатели, в первую очередь, смотрели на цену. В 1999 году, при общем повышении цен, больше всего подорожали какао-порошок и карамель. В областном управлении статистики подчеркивали, что при таких низких зарплатах, пенсиях и стипендиях сладости уже не такие доступные, как раньше. Цифры красноречивы: если в 1995 году объем потребления кондитерских изделий на душу населения составлял, в среднем, 5 кг, то четыре года спустя он снизился до 3,7 кг на человека. К тому же, положение Николаевской кондитерской фабрики осложняли проблемы взаиморасчетов с поставщиками сырья и покупателями готовой продукции. Росла кредиторская задолженность, и это у мастеров сладкого ремесла вызывало особую горечь. Не в состоянии справиться с трудностями в одиночку, предприятие переходило из рук в руки. Сначала им владела местная фирма «Николаевские ресурсы». Затем фабрика перешла в собственность днепропетровской фирмы «Регионы Украины». Но на деле никто из них и не помышлял о возрождении производства. В то время фабрика выживала, в основном, за счет поставок продукции в Санкт-Петербург. Их организацией занималась фирма «Регион-Юг». Ее молодой директор Владимир Степанов позже возглавит николаевскую кондитерку, но перед этим из-за ценовой политики предприятия будет вынужден отказаться от сотрудничества, и предприятие во второй половине 1999 года фактически приостановит свою работу. В расчете на покупательную способность населения будет выпущено всего 692 тонны кондитерских изделий. Кто знает, как сложилась бы в дальнейшем судьба николаевской кондитерки, выбери она другой путь развития. Требовалось одно – не прогадать, ведь именно в те годы крупный бизнес скупал активы, которые в дальнейшем составили основу украинского рынка сладостей. Именно тогда Борис Колесников купил Константиновскую фабрику и создал компанию «Киев-Конти», предприниматели Владимир Абраменко и Валерий Кравец, купив Донецкую кондитерскую фабрику, основали корпорацию «АВК», швейцарская компания Nestle приобрела львовскую фабрику «Світоч», а Петр Порошенко начал закладывать основы своей будущей шоколадной империи, купив фабрику в Виннице. Николаевской «невесте» хорошего «жениха» так и не досталось. Тот, кто повел ее под венец, оказался не лучшей партией. Но вначале никто и не догадывался, что у этой истории будет такая развязка. ПОМАТРОСИТЬ И БРОСИТЬ В 1999 году в бизнес-среде Николаевщины появилось новое имя – «Шелтон». Это совместное предприятие в Украине интересовали, прежде всего, нефтепродукты. Но стремление к сладкой жизни было так велико, что его менеджеры решили создать в нашем регионе замкнутый цикл производства. Для этого они вначале купили Засельский сахарный завод, затем приобрели 15 тысяч гектаров сельхозугодий, а в конце 2000-го завладели Николаевской кондитерской фабрикой. Брали поэтапно. Часть – на аукционе, часть – у ликвидационной комиссии, продававшей имущество предприятия по требованию кредиторов. В планы, озвученные новым владельцем, входило приобретение линии по производству шоколада и шоколадных конфет, а также восстановление бисквитного и карамельного производства. При этом было уточнено, что компания «Шелтон» освобождена от обязательств перед кредиторами кондитерской фабрики. И работа закипела. С увеличением ассортимента возросло количество рабочих мест. В период с апреля по октябрь 2001 года цех по производству печенья был выведен на постоянную загрузку в 3 смены. Общая производительность цеха по производству печенья достигала 440 тонн в месяц. На предприятие зачастили экскурсии. Журналисты смотрели, как у них на глазах выпускается печенье «Николаевское», а в соседнем карамельном цехе делаются грильяж, чернослив и помадка. «Но самые яркие впечатления оставил конфетный цех, который начал работу только 3 дня назад. Но уже полным ходом идет производство всевозможных «вкусностей» в шоколаде. А приблизительно через неделю, как пообещал директор Владимир Степанов, начнется выпуск уже подзабытых на вкус конфет «Вечерний Николаев», – писали тогда газеты. Руководству предприятия было чем похвастать. Николаевская кондитерская фабрика выпускала более 30 видов печенья и 20 видов конфет. Многие марки и сегодня вызывают у горожан ностальгию – «Белочка», «Каракум», «Каравелла», «Голубая даль», «Юбилейное», «Николаевский сувенир» и, конечно, шоколадные конфеты «Вечерний Николаев». Появилась у кондитерской фабрики и своя сеть магазинов. Один – прямо у проходной предприятия, другой – в оживленном месте в самом центре городе. Открылись торговые точки в Корабельном районе и на рынке «Штрассе». Все, вроде, складывалось удачно. Но за яркой, красочной упаковкой николаевских кондитеров скрывалась неприглядная финансовая картина. Каждый год объем кредиторской задолженности увеличивался на 700 тысяч гривен, и к концу 2002 года достиг 3 миллионов гривен. Ситуацию усугубил кредит в размере 1,5 млн. гривен, полученный в 2003 году в «Укринбанке». С какой целью бралась ссуда – достоверно неизвестно, но ее дополнительный груз оказался для фабрики неподъемным. К невыплатам по займу добавилась задолженность в бюджет, а вскоре – и долги по заработной плате. Но руководство «Шелтона», похоже, это уже не заботило. Его совладельцы – Сергей Рысь и Сергей Кривошея, разочаровавшись в кондитерском бизнесе, занялись политикой и по списку Партии зеленых Украины решили пройти в Верховную Раду. И это у них получилось. А кредит «Укринбанку» так и не был возвращен. Но, похоже, это не очень расстроило бизнесменов, ведь банк, как и Николаевская кондитерская фабрика, был их собственностью. Деньги, судя по всему, как и сахар в кондитерской схеме, где-то замкнулись. Вспоминая те годы, Юрий Ицковский, возглавлявший тогда городское управление экономики, называет несколько причин краха Николаевской кондитерской фабрики. В первую очередь – слабый менеджмент и отсутствие философии бизнеса: – Они были не адаптированы к рыночным реалиям, не боролись за сбыт, действовали шаблонно, – утверждает он. – А у руководителей «Шелтона» не было понимания бизнеса по правилам. Хапнули то, что плохо лежало, а потом утратили к нему интерес. Они ведь начали с того, что сменили директора, который тянул предприятие, и поставили своего человека – молодого, неопытного. Тот, видимо, только учебник прочитал и решил взять кредит под залог основных фондов. А эти фонды, представлявшие собой устаревшее оборудование, «Шелтон», покупая фабрику, переписал на себя. Вот и лопнул бизнес. Каждый раз, рассказывая о предприятии, которого уже нет, я ищу в новейшей истории альтернативу. Был ли шанс сохранить Николаевскую кондитерскую фабрику, отдав ее в руки не проходимцев, а того же «Укрпроминвеста», который спустя годы под маркой «Рошен» завоюет рынок? Наверное, это был бы лучший вариант для николаевских кондитеров. Но не единственный. Власти Запорожья недавно заявили, что местная фабрика, открытая еще в 1946 году, сумев пройти тяжелейшие испытания, переживает период возрождения. В соседнем Херсоне аналогичное предприятие производит более 200 наименований кондитерских изделий и каждый год выпускает минимум 20 новых видов продукции. О Николаевской кондитерской фабрике, к сожалению, уже давно ничего не пишут. Но зато кто-то еще поддерживает сайт, и на нем вы можете прочитать следующее: «Производство остановлено в январе 2004 г. Уже прошла стадию банкротства (октябрь-декабрь). Все оборудование фабрики распродано хозяевами (компания «Шелтон», г.Киев). Хозяева не заплатили работникам фабрики полугодовую зарплату (кинули 300 человек на общую сумму ~0,5 млн). В планах банка-кредитора «Инкомбанка» – снос зданий с территорий и застройка новыми сооружениями». И еще: «Имейте в виду, что руководство корпорации «Шелтон» уже похоронило ООО «НКФ»! До этого под флагом «Шелтон» пошли на дно несколько других предприятий: птицефабрика (разобрана металлистами на металлолом в 2001-2002), «Дормашина» (2002-2003) и так далее... (список огромен). И это уже тема для моих следующих историй о почивших предприятиях, память о которых еще теплится в сердцах николаевцев. Игорь Данилов. Остров Николаев Вечерний Николаев http://www.vn.mk.ua/stories.php?id=28100 Остров – часть суши, со всех сторон окружённая водой и постоянно возвышающаяся над ней даже в периоды наибольшего прилива. От материка отличается меньшими размерами. Говорят, когда-то давным-давно город Николаев стоял на острове. Кто-то аккуратно представляет это в своих текстах как версию (как, например, писатель и учёный Юрий Семёнович Крючков), а кто-то как достоверный исторический факт. И хотя никаких письменных свидетельств очевидцев этому не имеется, можно сказать с огромной долей вероятности, что да, остров был. Теперь пойдём по порядку. Действительно, научно доказано, что было время, когда река Ингул перерезала территорию нашего полуострова, превращая Николаев в остров. Но, более того, чуть раньше этого момента наш остров был опять же полуостровом, но соединявшимся с «большой землёй» не с Востока, как сегодня, а с Севера. Наиболее подробное описание этих сложных географических перемен до сего дня скрывалось в краеведческом сборнике «Николаевщина», изданном ровно девяносто лет назад в 1926 году. В этом уникальном журнале (подготовленном николаевским институтом наробраза и окрметодкома под редакцией В.Фидровского и А.Кокорева) можно найти много интересного и для современного искушенного читателя. Глава седьмая «географического очерка» повествует нам о гидрогеологии и климате Николаева. «Наиболее подробно в гидрогеологическом отношении изучен город Николаев, результаты которого привели к очень интересным выводам о геологическом прошлом Николаева, расположенного в желобообразной котловине, имеющей направление северо-северо-восток – юго-юго-запад с приподнятыми краями на востоке и западе». Оставим в стороне стилистические ошибки авторов и продолжим изучать далёкое прошлое нашей родной земли (в прямом смысле слова «земля»). Итак, что же зафиксировали учёные в том далёком одна тысяча девятьсот двадцать шестом году? Что самой высокой частью Николаева являлся район обсерватории – пятьдесят пять метров над уровнем моря. Там же неподалёку находилась (и до сих пор стоит) башня городского водопровода, так называемая «Шуховская башня». В те годы она была самым высоким городским сооружением – тридцать пять метров высотой. Самая же низкая часть города (семь метров над уровнем моря) приходилась на лощину, которая направлена поперёк всего города «приблизительно с севера на юг» с уклоном к югу. «Атмосферные воды, выпадающие на территории города, все направляются в эту лощину и во время сильных ливней или быстро таящих снегов здесь собирается такое большое количество воды, которая иногда причиняет бедствия населению, живущему в этой части города». Все взрослые жители Николаева прекрасно понимают, о какой именно лощине идёт речь в статье. Когда после хорошего дождя участок проспекта Центрального в районе бывшего завода «Дормашина» наполняется водой так, что легковые автомобили погружаются в ливневые стоки по самые крыши, мы говорим «на канаве опять потоп». Девяносто лет – не такой большой срок в историческом масштабе, и в Николаеве в этом смысле мало что изменилось. «Собирающиеся сюда воды текут на юг и вливаются в реку Буг по городской канаве, сооруженной по Мещанской улице и начинающейся от Херсонской. Дойдя до Кузнечной, эта канава поворачивает на запад. Далее вода идёт по трубе под железнодорожную насыпь». Итак, что же это за впадина, как и когда она образовалась? Для объяснения причин её появления надо обратиться к геологии. Две реки – Южный Буг и Ингул, которые омывают наш город, не всегда имели такое положение и направление движения, как мы видим сегодня. В 1895 году во время поисков питьевой воды для городского водопровода под руководством инженера Юстуса были проведены изыскательские работы по бурению почв. Были пробиты семь скважин в различных местах города, а добытые материалы тщательно изучены. Копали у старого еврейского кладбища, на углу Малой Мещанской и Мельничной, на углу Рыбной и Инженерной, в Яхт-клубе (он тогда был на Ингуле), на Сухом Фонтане, на Песках за вокзалом, на Шлагбауме (9-я Слободская). Член геологического комитета Н.А.Соколов изучил добытые при бурении грунты и признал, что наслоения первых четырех скважин относительно свежего происхождения и представляют собой речные наносы. «Для объяснения образования этих наносов надо обратиться к возникновению рек Буга и Ингула. Наш район не всегда был сушей, море несколько раз то наступало, то отступало и каждый раз производило различные отложения, вначале – сарматский ярус, затем – меотический и последним был понтический». Все эти отложения имеют похожие между собой однообразные слои, утолщающиеся с севера на юг, и имеющие в этом направлении один и тот же небольшой уклон. Дело в том, что во время изменений границ Чёрного моря изменялась и длина русла каждой впадающей в него реки. Кроме того, надо учесть тот факт, что и Буг, и Ингул в древние века были гораздо более полноводными и бурными, нежели мы видим сегодня. Изучив подземные срезы, инженер Юстус пришёл к следующему заключению: направление обоих николаевских рек ранее было иным. «На том месте, где сейчас расположены Мещанская и Инженерная улицы, когда-то была река, перерезавшая нынешний город на две части, в то же время оставляя соединенный район Обсерватории и Соляные хутора узким перешейком». Этот научный вывод подтверждает и факт наличия мыса в районе улицы Набережной (немного южнее воинской части в микрорайоне Соляные). Эта земля плавной линией соединялась с Пороховыми погребами (Лагерное поле), образовывая сплошной левый берег Южного Буга. Перетекания Ингула в Буг в районе сегодняшнего Ингульского моста и Стрелки не было. На том месте находился перешеек, в который с востока упирался Ингул. Именно там река круто разворачивалась на юг. После чего пробегала через весь город по Мещанской и прилегающим к ней улицам. Затем уже только сливалась с Бугом в том месте, где сегодня находятся руины Черноморского судостроительного завода. Устье Ингула в те дни не отличалось постоянством, периодически сдвигаясь, вплоть до улицы Малой Мещанской (Даля). Относительно узкий перешеек, отгораживавший Буг от Ингула, долгое время сопротивлялся разрушительному натиску обоих рек. Они с двух сторон подмывали вогнутые берега небольшой полоски суши. «В результате совместной деятельности двух рек перешеек не выдержал и был прорван. Таким образом, Ингул нашёл более короткий путь соединения с Бугом, старое русло прекратило своё существование как речной рукав и окончательно пересохло». Николаевский полуостров, соединявшийся ранее с северной землёй, стал полуостровом, но уже с сухопутным восточным боком. И всё-таки короткое время, пока старое устье ещё не заилилось, а новое уже было промыто, наша родная Николаевская территория была самым настоящим островом. Как долго это продолжалось, неизвестно, но факт остаётся фактом: остров Николаев существовал в древней истории нашего края. В новом месте примыкания Ингула к Бугу начали происходить процессы разрушений и отложений, описываемые законами речной гидравлики. Вогнутый берег Ингула в районе Бульвара и Дикого сада стал усиленно подмываться, осыпаться. Там сегодня мы видим высокий, обрывистый склон. А с противоположной стороны находится правый пологий берег, который заносился крупным речным песком, в результате чего и появилась «Стрелка» с низким песчаным пляжем. В одной современной статье я нашёл следующий забавный текст: «Известно, что Михаил Фалеев менял русло самого Ингула, которое шло поперёк нашего полуострова, скорее всего, бывшего тогда островом. Талантливый человек уже был известен своим мастерством обустраивать каналы, покорять неприступные пороги Днепра». При наличии хорошо развитой фантазии мы можем представить себе всесильного Михаила Фалеева, который с имеющимися в его распоряжении в те годы орудиями и технологиями за несколько месяцев или недель поворачивает русло Ингула на девяносто градусов, руководя одновременно возведением верфи и поселения при ней. И это ничего, что во всех достоверных свидетельских описаниях нашей земли до момента основания верфей Николаева фигурирует именно полуостров, с трёх сторон (север, запад, юг) омываемый реками и лиманом. Если погрузиться в мировой опыт, связанный с подобными географическими изменениями, можно смело сказать, что Николаеву несказанно повезло со своей «сбежавшей рекой». К примеру, река Хуанхэ несколько раз меняла своё русло, наводя ужас на китайцев, которые каждый раз вновь и вновь заселяли её берега. Сколько бы местные жители ни строили защитных сооружений для усмирения своей непокорной «Матери-реки», Хуанхэ приносила сюрпризы один другого страшнее. Сметая всё на своём пути, она меняла направления бесчисленное количество раз. В 1324 году она в очередной раз вернулась в своё южное русло, затопив при этом сотни тысяч гектаров полей и садов. И тем самым обрекла местных жителей на голодную смерть. В 1851 году Хуанхэ повернула на север, разрушая деревни, убивая людей и домашний скот. В 1931 году эта река забрала жизни более трёх с половиной миллионов человек. У нас всё произошло гораздо спокойнее. Так или иначе, а старое устье Ингула принесло нам не вред, а органично вписалось в городское хозяйство. В 1795 году по линии лощины была начата прокладка городской сточной канавы, которая потом незаметно для самой себя превратилась в улицу Мещанскую в старом центре города. Несколько сотен метров подземных коммуникаций, построенных для отвода ливневых вод под дорожным покрытием и железнодорожными путями, породили в народе небылицы о тайных катакомбах с выходом в районе морского торгового порта. А теперь, уважаемые читатели, о главном. Если вам когда-нибудь посчастливится увидеть, как после сильного ливня водные потоки несутся вниз по улице Гражданской (бывшей Мещанской), ударяются о стены завода «Дормашина» (бывший «братьев Донских») и, не находя подземных проходов, скапливаются вдоль проспекта Центрального (бывшая улица Херсонская), не ругайте, пожалуйста, жилищно-коммунальное хозяйство города, а молча замрите, глядя на настоящее чудо. Это древняя река Ингул пытается вернуться в своё утерянное, высохшее русло. И, может быть, когда-нибудь ей это удастся сделать... Юрий Любаров. |
![]() ![]() ![]() |