![]() |
Здравствуйте, гость ( Вход | Регистрация )
![]() |
Николаевский кондуктор |
![]()
Сообщение
#1
|
Прописан ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Группа: Старейшина Сообщений: 4,430 Регистрация: Пользователь №: 7 ![]() |
Не знаю куда это кинуть и начал новую тему!
Это заводская многотиражка, написано интересно, надо делать вылазку... (IMG:http://www.picatom.com/v/-6857-th.jpg) |
![]() ![]() |
Николаевский кондуктор |
![]()
Сообщение
#2
|
Прописан ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Группа: Старейшина Сообщений: 4,430 Регистрация: Пользователь №: 7 ![]() |
Тайна Адмиралтейского шпиля
Среди старых краеведческих публикаций сохранилось свидетельство о том, что в Адмиралтейском шпиле - здании 61 завода - заложено таинственное послание корабелам 2017 года, которое предстоит вскрыть в ноябре, когда исполнится 100 лет Октябрьской революции. О самом первом административном здании Николаевской военной верфи нам мало известно. Не найдены его зарисовки и среди работ первых художников, получивших приказ «запечатлеть новое поселение» на бумаге и холсте (Ф. Алексеев, А. Кухаренко). Хотя известны акварели - заводской кузницы, нескольких домиков для мастерских верфи. С первых дней развернувшихся широких строительных площадок (как для военного завода, так и города) поселение плотно прижималось к возводимым корпусам, что цепочкой вырастали у приингульских берегов. Планирование военных, производственных и гражданских зданий поручали известным архитекторам Старову и Князеву. Спокойной жизни поселенцев постоянно мешала война двух крупных империй: Российской и Османской. Не случайно наряду с мирными проектами велось сооружение крепостных земельных валов, способных задержать противника. В 1836 году по приказу адмирала Лазарева команда местных архитекторов приступила к анализу и пересмотру устаревшего плана Николаева. Талантливому английскому специалисту Карлу Акройду поручались все северо-западные районы полуострова и сама верфь. Под его контролем были созданы реконструкционные проекты Адмиралтейства, его стены, внутренние производственные постройки, обновленные ворота, открывающие заводской вход. Строительство каменного здания для управления верфью финансировалось купцом Томазини и продолжало специальную серию производственных строений Николаева. Специально из Англии доставлялись особые пилы, станки, различные приспособления, использовались новые технологии. Работу контролировали и выполняли опытные английские механики, которых специально «выписывало и оплачивало» Морское ведомство. Административное сооружение верфи, как утверждают старожилы, стояло несколько правее нынешнего. К сожалению, оно погибло, скорее всего, в 1944 году. Ни его рисунка, ни фото пока найти не удается. А нынешний, последний, третий корпус для администрации военного завода проектировал архитектор Шаповаленко, его строительством руководил Дашевский. Новые разработки проекта здания для верфи поручили целой группе николаевских специалистов. Не случайно и ныне оно в уравновешенной продуманной строгой гармонии форм и деталей легко вписалось в ансамбль пересечений улиц Садовой и Адмиральской. Эта «красота без прихотливости» заимствована у древних греков. Старый зеленый сквер, названный современниками «Сердце города», да небольшой уютный «карманчик» перед фасадом дополняют осовремененный необычный архитектурный проект. Сообщается о времени сдачи административного здания, старые краеведы указывали на две даты - 30 марта и 9 сентября 1951 года. Возможно, первая обозначала заселение его управлением завода, а вторая - открытие шпиля и его кораблика. Шпили. У каждого из них своя легендарная история. Само слово в переводе с польского - игла, завершение здания. С давних времен на них устанавливали символические скульптурки: кораблики, гербы, флаги и др. Их изготавливали из разных металлов - золота, серебра, меди, железа. При строительстве жилья придерживались стандарта: высота шпиля должна быть не более 40% высоты здания. В николаевское небо «смотрят» несколько шпилевых надстроек, установленных в разные годы. Они устанавливались на культовых сооружениях, здании горисполкома, музее судостроения и флота, памятных знаках. На Спасском холме касается небес TV вышка. У каждой из них своя история и судьба. Наш юбилейный Адмиралтейский шпиль, скорее всего, повторил искусство петербургских наверший. Та же острая шпага, смотрящая в небеса и обдуваемая всеми ветрами. В разработке нашей конструкции николаевские проектировщики учитывали особенности полуостровной территории и то, что это высокое сооружение должно хорошо просматриваться со всех городских точек. Свою биографию хранит и наш парусник, который николаевский народ уже давно называет ласково - «наша каравелла». Ее высота - 1,5 метра, длина - 2 метра. Медный корпус удерживает вес в 500 килограммов и гордо смотрит с высоты 50 метров 74 сантиметров. Эта оригинальная конструкция - макет 44-пушечного фрегата «Святой Николай». В памяти старожилов сохранился рассказ о том, как в 1986 году, в ходе подготовки к празднованию 200-летия Николаева, городская община вместе с корабелами обсуждали предложение еще одного увековечивания парусного первенца «Святой Николай». Предполагалось предоставить фрегату почетное место у самого Флотского бульвара, но… не получилось. Мировой опыт «посылок в будущее» не нов. Его хорошо знают археологи. Считают, что они сопровождают человеческую историю с древнейших времен. Ритуал вскрытия подобных тайн - целый праздник. Все, кто притронулся или подержал в руках послание предков, признавались в особом ощущении потока силы и невероятной энергии. Очевидно, что-то в этом есть. Совсем недавно все СМИ писали об обнаруженном письме в «Кукушке» из детского городка «Сказка» и закладке новой «посылки» для потомков. В краеведческих публикациях 1970-х сохраняется рассказ о послании потомкам в 2043 год: так односельчане села Крымки (Первомайский р-н) 31 августа 1964 года увековечили память о трагической гибели в 1943-м сельских учителей и школьников подпольной организации «Партизанской искры». Письмо-завещание вскрыть к 100-летию событий и не забывать преступлений войны. В Южноукраинске живут воспоминания о закладке нескольких памятных капсул. А старожилы Николаева утверждают, что такие письма будущим николаевцам заложены у входа в ЧСЗ, на территории старого интерната, под несколькими памятниками и других местах. Они спрятаны в прочные корпуса снарядов, пуль, в различных бутылках и прочих емкостях. Сохранились воспоминания о том, что в 1982 - 1983 годах Николаев серьезно обеспокоился состоянием «небесной шпаги» и ее каравеллы. В процессе реставрации вскрывали и капсулу - это оказалась бутылка из-под шампанского. Утверждают, письмо в 2017 год хорошо сохранилось. Все аккуратно вернули на старое место, как и в 1951 году. Обновленный кораблик снова вознесли на его прежнее место! Много раздумий о том, какой же текст-послание нам, в 2017 год, приготовили земляки?! Какие сюрпризы заложены в летящем фрегате? По преданиям, его инициировали и составляли молодые судостроители. В трудное время, когда только закончилась война, беда и горе омрачали жизнь каждой семьи; незаживающие раны и страдания не обошли ни одно подворье... Со среза далекой середины ХХ века неизвестные корреспонденты верили, что в далеком XXI веке их внуки будут жить в мире и счастье. Есть в нашем городе семья, которая хранит еще одну тайну остроконечной иглы и ее парусника. Они гордо проходят мимо здания, передавая семейный рассказ следующим поколениям. Дело в том, что, когда готовилось это удивительное сооружение, проектанты и строители серьезно обсуждали безопасность подобной надстройки. Их разговор услышала Софья Ильинична Башти, инженер-кораблестроитель, и поделилась этим со своим мужем - Виктором Иосифовичем Салак, начальником строительного участка УКСА. Было ясно - для прочного крепления нужен надежный металл - золото или серебро. Тайком от мужа хозяйка дома отнесла заводу родовую реликвию - старую серебряную монету. Что потом объясняла мужу - история умалчивает, но строители подтверждали, что этот кусочек помог решить одну из проблем грандиозной конструкции. Автор благодарна В. Лоберу, В. Вассель, В. Ракову, Н. Санок и многим николаевским старожилам, сохранившим такие дорогие для истории края воспоминания. И ждет всех тех, кто готов поделиться неизвестными рассказами, документами, рисунками и фото об этих страничках нашего прошлого... Светлана БОЙЧУК. _ "Южная правда", № 43 (23669) |
![]() ![]() ![]() |