IPB Предупреждение [2] Division by zero (Строка: 3025 файла /sources/ipsclass.php)
Пресса про нашу историю -
 
 
 

Здравствуйте, гость ( Вход | Регистрация )

> Пресса про нашу историю, История Николаева
Николаевский кондуктор
сообщение
Сообщение #1


Прописан
*******

Группа: Старейшина
Сообщений: 4,430
Регистрация:
Пользователь №: 7



Не знаю куда это кинуть и начал новую тему!
Это заводская многотиражка, написано интересно, надо делать вылазку...


(IMG:http://www.picatom.com/v/-6857-th.jpg)
Пользователь в офлайнеКарточка пользователяОтправить личное сообщение
Вернуться в начало страницы
+Ответить с цитированием данного сообщения
 
Ответить в эту темуОткрыть новую тему
Ответов
Николаевский кондуктор
сообщение
Сообщение #2


Прописан
*******

Группа: Старейшина
Сообщений: 4,430
Регистрация:
Пользователь №: 7



Интересная история заводского жетона
Вечерний Николаев
Интересные истории, судьбы людей открылись нам после знакомства с редким жетоном-пропуском «Общества Николаевских заводов и верфей». С чем связано появление этого жетона? О чем может «рассказать» маленький кусочек металла?
В начале ХІХ века в Российской империи была выбрана стратегия по постройке судов для коммерческого, а главное, кораблей для Черноморского флота. «Обществу Николаевских заводов и верфей», хозяевами которого были французские и бельгийские дельцы, это обещало колоссальную прибыль. В борьбу за дележ финансового пирога вступили российские банковские монополии и поддерживающие их иностранные банки. В апреле 1912 года эта борьба завершилась тем, что контрольный пакет акций французского «Общества Николаевских заводов и верфей» (ОНЗиВ), принадлежащих французскому банку «Сосьете женераль», перешел в руки Санкт-Петербургского международного коммерческого банка и стоящего за ним синдиката иностранных и русских банков.
31 июля 1912 года от обязанностей членов правления ОНЗиВ были освобождены представители банка «Сосьете женераль» и Русско-Азиатского банка. Таким образом, все заказы по строительству судов передавались теперь русскому «Обществу Николаевских заводов и верфей».
По кораблестроительной программе усиления Черноморского флота 1911 года было предусмотрено строительство в Николаеве четырех эскадренных миноносцев. Строившиеся по проекту, разработанному известной британской фирмой «John I. Thornycroft&Co.Ltd», они должны были стать первыми серийными эсминцами в русском флоте, оборудованными паровыми турбинами.
А затем последовали установленные в Морском ведомстве процедуры, а именно: 11 октября 1911 года эскадренные миноносцы «Беспокойный» (заводской № С-99), «Гневный» (заводской № С-100), «Дерзкий» (заводской № С-101), «Пронзительный» (заводской № С-102) были зачислены в списки флота.
С 23 февраля 1912 года эскадренные миноносцы зачислены в разряд строящихся судов, а 20 сентября 1912 года они были заложены в крытом эллинге завода «Общества Николаевских заводов и верфей» (сегодня ЧСЗ).
Забегая наперед, скажу, что торжественная закладка этих миноносцев состоится более чем через год.
В это же время были изготовлены жетоны-пропуски для мастеровых и рабочих, отобранных для строительства этих кораблей.
С историей заводских жетонов читатели познакомились в моем очерке «Ваш пропуск!» («Вечерний Николаев», № 130 за 4 ноября 2014 года) и в материале «Жетоны-пропуски николаевских судостроительных заводов ХІХ – середины ХХ вв.», опубликованном в книге «Знаки как символы эпохи. О знаках, жетонах и медалях, связанных с историей Николаева» (2014).
Жетоны-пропуски или, как их еще называли – табельные марки, применялись на николаевских судостроительных заводах для обеспечения контроля за тем, когда приходят на работу и уходят с нее рабочие и служащие, контрагенты, прикомандированные на завод для монтажа или наладки оборудования предприятий-поставщиков. Внутри завода применялись также жетоны-пропуски для прохода на строящиеся военные корабли, в отдельные цеха, а внутри цеха – на участки, куда вход посторонним без специального разрешения, т. е. не имеющим специального жетона, был строжайше запрещен. На таких жетонах прямо указывалось – куда его владельцу разрешался доступ: «контраген.», «корабль», «корабль–медно-кот.», «докъ», «корабль судостр.», «корабль башен.» (разрешавший вход в цех, где проводилась сборка башенных орудийных установок для военных кораблей).
Понятно, что делалось это в целях безопасности, ведь промышленный шпионаж никто не отменял. Существовал он и в то время. К тому же разведки других государств были заинтересованы раздобыть новинки и секреты, применявшиеся при строительстве новых боевых кораблей. Применение персональных жетонов-пропусков существенно ограничивало доступ случайных, а тем более посторонних лиц на строящиеся военные заказы, не допускало случаев воровства.
Не стал исключением из правил выпуск жетонов-пропусков и под строительство миноносцев.
Жетон за № 184 был выдан рабочему медно-котельного цеха завода для работы непосредственно на строящихся миноносцах по монтажу уже изготовленных в цеху главных трубопроводов, машинного, котельного и другого оборудования всех систем и механизмов кораблей. То есть руки мастерового, которому принадлежал жетон, дали жизнь железному сердцу этих эскадренных миноносцев.
Первые два эскадренных миноносца – «Беспокойный» и «Гневный» – были спущены на воду 18 октября 1913 года в присутствии прибывшего в Николаев на спуск линейного корабля «Императрица Мария» Морского министра, генерал-адъютанта, адмирала И.К. Григоровича и сопровождавших его лиц. Но до спуска сначала произвели торжественную закладку всех четырех эсминцев, а затем состоялся спуск на воду первых двух кораблей.
Эсминцы «Дерзкий» и «Пронзительный» были спущены на воду 2 марта 1914 года. Все 4 корабля в составе флота относились к типу «Дерзкий», хотя головным кораблем в серии был эсминец «Беспокойный» – первый корабль с паротурбинной установкой, полностью построенный в Российской империи. До этого считали, что таковым являлся эскадренный миноносец «Новик», построенный в С.-Петербурге. Да, его корпус построили на Путиловском заводе, а котлы, турбины и вспомогательные механизмы изготовили в Германии на заводе «Вулкан».
Николаевцы, помните, и здесь мы были первыми!
В октябре 1914 года николаевские эсминцы были сданы флоту, т. е. приняты в казну и участвовали в боевых действиях на Черном море в годы Первой мировой войны (1914-1918).
Подробно об истории создания эсминцев типа «Дерзкий» можно узнать, ознакомившись в библиотеках города с монографией инженеров-кораблестроителей, историков ВМФ В.А. Левицкого и В.П. Заблоцкого «Первые «Новики» Черноморского флота. Эсминцы типа «Дерзкий», опубликованной в журнале «Морская кампания» № 8 в 2008 году. История создания этих миноносцев опубликована впервые!
А теперь подробнее расскажем о жетоне. Жетон овальной формы, размером 40х42 мм. Изготовлен из латуни. Вес – 25,02 г. Толщина 3 мм.
Лицевая сторона жетона окаймлена выступающим бортиком шириной 2 мм. На рифленой поверхности жетона выбита четырехстрочная надпись. Вверху полукругом: =миноносцы=, по центру: =О.Н.З. и В.= и ниже – номер владельца: =184=. Внизу полукругом надпись: =медно-кот.=. Все буквы и цифры выпуклые.
Оборотная сторона гладкая. Посредине выбита горизонтальная линия шириной 2 мм.
Работая над этим материалом, было бы, на мой взгляд, несправедливо ничего не рассказать о медно-котельной мастерской ОНЗиВ, которая упомянута в жетоне.
По состоянию на 1913 год, в медно-котельной мастерской изготовлялись машинные и котельные главные трубопроводы для строящихся кораблей. На то время в этой мастерской работали около 700 мастеровых.
Руководил медно-котельными мастерскими Иван Тимофеевич Бородин (30.03.1860-02.07.1929), потомственный почетный гражданин.
И.Т. Бородин окончил ремесленное техническое училище, для закрепления навыков поступил по вольному найму на пароход Русского О-ва Пароходства и Торговли (РОПиТ) «Корнилов» помощником машиниста. В течение одного года находился в заграничном плавании. По согласованию с руководством РОПиТа для совершенствования своих знаний и повышения квалификации на 11 месяцев остался работать на одном из механических Тулонских судостроительных заводов (Франция). После возвращения в Николаев И.Т. Бородин поступил в механические мастерские казенного Николаевского адмиралтейства в качестве монтера. Здесь изготавливались различные трубопроводы на вновь строящиеся военные корабли, канонерские лодки: «Черноморец», «Запорожец», «Донец», минный крейсер «Гридень» и броненосцы: «Екатерина ІІ», «Двеннадцать Апостолов», «Три Святителя» и «Ростислав». Как монтер он занимался изготовлением и установкой главных трубопроводов на вышеперечисленные суда в течение 10 лет. За ревностное исполнение своих обязанностей он был назначен самостоятельным мастером на достраивающиеся броненосцы «Три Святителя» и «Ростислав». В должности мастера Бородин был командирован в Севастопольский порт, где продолжал работы по достройке этих судов в течение 7 лет. После сдачи флоту этих кораблей И.Т. Бородин был награжден званием потомственного почетного гражданина.
С 28 апреля 1899 года Бородин работает на заводе «Общества судостроительных механических и литейных заводов» в Николаеве (с июня 1911 г. – ОНЗиВ) в должности начальника медно-котельной и гальваническо-цинковальной мастерских. Он руководит оборудованием на броненосцах и миноносцах и установкой главных машинных и котельных трубопроводов судовых механизмов. Непосредственно при его участии строились броненосцы «Пантелеймон», «Иоанн Златоуст», крейсер «Память Меркурия», «Евстафий» и миноносцы «Заветный», «Завидный», «Зоркий», «Звонкий», «Задорный», «Лейтенант Шестаков», «Капитан Сакен», «Капитан-лейтенант Баранов» и «Лейтенант Зацаренный». За строительство этих судов Бородин награжден шейной золотой медалью «За усердие» на Александровской ленте.
После полного оборудования вышеперечисленных судов и сдачи их казне И.Т. Бородин был командирован заводоуправлением за границу для изучения опыта по строительству новых турбинных судов.
Он возвратился в Николаев полный новых знаний и практических навыков. Под его руководством переоборудованы мастерские – медно-котельная и по изготовлению металлической мебели для военно-морских судов. В то время на верфи завода строились: дредноут «Екатерина ІІ» и четыре миноносца, о которых сказано выше. По просьбе Морского министерства медно-котельные мастерские завода ОНЗиВ выполняли оборудование главных трубопроводов в котельных и машинных отделениях строившихся на заводе «Руссуд» линейных кораблей «Императрица Мария» и «Император Александр ІІІ».
За 15-летнюю плодотворную деятельность руководством ОНЗиВ И.Т. Бородин был представлен к награждению орденом Св. Анны ІІІ степени.
На судостроительных предприятиях города Николаева И.Т. Бородин проработал около 40 лет. Интересной информацией о личной жизни Бородина поделилась краевед Татьяна Ефимовна Фоменко. Из собранных ею материалов стало известно, что его отец Тимофей Степанович Бородин был известным в нашем городе золотых и часовых дел мастером. В 1886 году его наградили серебряной медалью «За усердие». Умер 15 июня 1909 года.
Двадцатитрехлетний Иван Тимофеевич Бородин 26 августа 1883 года женился на 17-летней одесской мещанке Меланье Захаровне Семеновой. В 1884 году у них родился первенец – Иван. В 1888 году родилась дочь Мария. В этом же году жена Бородина умерла.
Второй раз он вступил в брак с Надеждой Ивановной, 1867 года рождения. У них родилась дочь Нина.
До ноября 1914 года И.Т. Бородин с семьей проживал по адресу: ул. Пограничная, 50.
17 ноября 1914 года Бородин приобрел у родственников умершего купца 1-й гильдии Хаселя Давидовича Френкеля двухэтажный особняк с участком по адресу: ул. Спасская, 29. Дом сохранился до настоящего времени (ныне ул. Спасская, 33). Сегодня это корпус № 2 Николаевской областной прокуратуры.
Надежда Ивановна Бородина умерла 17 апреля 1948 года. До смерти она проживала во флигеле бывшего своего дома по адресу: ул. Спасская, 33.
Известно, что на судостроительных предприятиях нашего города трудились два сына – Василий и Иван Бородины, которые после большевистского переворота эмигрировали за границу.
Вот такие истории поведал старый жетон-пропуск, долгие годы хранивший молчание.
Евгений Горбуров,
член Национального союза
краеведов.

http://www.vn.mk.ua/stories.php?id=34854
Пользователь в офлайнеКарточка пользователяОтправить личное сообщение
Вернуться в начало страницы
+Ответить с цитированием данного сообщения

Сообщений в этой теме
Николаевский кондуктор   Пресса про нашу историю  
Boris   Летом был на этом месте. Всё вокруг заболочено, см...  
Николаевский кондуктор   а ход водопровода реально найти???  
Lessa   А Владимир Ворошнин не хочет примкнуть к нашим ряд...  
selit   как то схожу обязательно - я в тех краях вообще не...  
Николаевский кондуктор   Волошин видимо старик, и инета у него нет как наве...  
Boris   Будете у нас на Колыме в Октябрьском - меня позови...  
Николаевский кондуктор   К нам приезжает Игорь, он будет со вторника по пят...  
jurij   И что решили !? Состоялась вылазка в парк Октя...  
Cheban   [b]Биография нашего дома В Николаеве осталось оч...  
UserNik   [size=3][b]Биография нашего дома В Николаеве ос...  
Boris   Автор — Гаврилов...  
Николаевский кондуктор   Читаем снова Турбиниста..... http://www.picatom.c...  
selit   продолжения когда ожидать?  
Николаевский кондуктор   а вот и продолжение! проведенная агентурная ра...  
selit   Спасибо мне очень понравилось даже распространил...  
Николаевский кондуктор   Хочу его пригласить как то на встречу нашу общую.....  
Николаевский кондуктор   вот каким мог быть наш центр! http://www.pic...  
Boris   вот каким мог быть наш центр! [img]http://www...  
selit   прям погрузился в соцпрошлое :) и всетаки большенс...  
Doctor-uzi   Boris А на скриншоте что изображено? Чет город по...  
SULTAN   Boris А на скриншоте что изображено? Чет город п...  
Boris   В чем беда архитекторов - они проекты делают для в...  
Fort   На скриншоте - площадь Судостроителей и ДК. А вот ...  
v0lant   Всё-таки площадь Судостроителей.  
Павлюк   Нашел статейку Крючкова: Крючков Ю. Вольные подря...  
Николаевский кондуктор   заметка про зоопарк http://www.picatom.com/1l/2-33...  
v0lant   Погодой, чтоли, навеяло... Новозеландская Thames ...  
Николаевский кондуктор   Помните выкладывал исторические заметки из заводск...  
Николаевский кондуктор   как то выкладывал статьи Ворошнина. А теперь и п...  
Николаевский кондуктор   стало известно: В числе 100 великих музеев мира И...  
местный житель   «100 великих музеев мира», в которой нашлось мест...  
Fort   На просторах СССР было два музея судостроения и фл...  
DODIN   На просторах СССР было два музея судостроения и ф...  
DODIN   На просторах СССР было два музея судостроения и ф...  
Николаевский кондуктор   Сегодня в Южной правде вышла статья: Кто тако...  
Cherny   ....с 1930 г. - Октябрьской революции... Когд...  
Boris   Когда это Буденного носила название Октябрьской р...  
Cherny   В "реестре топонимов" есть такое назван...  
Freedeniz   Спасибо за статью! Буквально на днях была мыс...  
местный житель   :rolleyes: Честно говоря не верится, что этот дом ...  
Lessa   Насторожило, проверила, таки ХII класс Проверила ...  
Cherny   Как говорила лиса Алиса в известном детском фильме...  
Lessa   Я просто начала с первого абзаца и застопорилась,...  
Freedeniz   Т.е. эта статья далека от истины? очень жаль...  
Николаевский кондуктор   может создать отдельную тему "Гавриловщина...  
Boris   может создать отдельную тему "Гавриловщина...  
Cherny   Пусть материал его [b]не совсем близок к истине ...  
DODIN   может создать отдельную тему "Гавриловщина...  
SULTAN   Ну то что дом не тянет на такой возвраст это понят...  
v0lant   Вестник Нищей Бухты от 16 декабря 1882 сообщает: [...  
Cherny   Мне кажется, что по этой заметке про вашего мальч...  
v0lant   А что это за "Вестник Нищей Бухты" и и...  
Николаевский кондуктор   История Пролетарской улицы, и немного про храм ht...  
Lessa   Ну мог бы Анатолий Сорочан немножечко на нас сосла...  
местный житель   :D Это точно. А я читаю и узнаю знакомые фразы и о...  
Cherny   Вся первая часть по истории церкви взята у Закавор...  
Николаевский кондуктор   Налицо Гаврилиада-2???  
Николаевский кондуктор   Знакомимся с новой работой Тараса Креминя. Николае...  
Fort   На сайте "Николаевский Базар" 03.06.2010...  
Николаевский кондуктор   как всегда по субботам в Южной правде нам Сорочан ...  
Pieter   Украинские гастроли Листа. Контракты и ярмарка не...  
Николаевский кондуктор   Давно у меня была мыслишка пофоткать всю технику н...  
Николаевский кондуктор   Прошла неделя и Сорочан снова нам рассказывает про...  
Николаевский кондуктор   Немного интересных заметок из Южной правды тех лет...  
Николаевский кондуктор   продолжу подборку интересных заметок! http://...  
Boris   Вот найти бы фотку скорой помощи что в статье про...  
Cherny   Хорошо бы еще датировку статей и фотоклише дать, а...  
Николаевский кондуктор   Хорошо бы еще датировку статей и фотоклише дать, ...  
Доктор Фрейд   http://www.picatom.com/23/-17297-th.jpg о_О если...  
Fort   Предлагаю подготовить статью и разместить ее в раз...  
Николаевский кондуктор   К сожалению у меня нет ничего на автовокзал :-( ...  
Николаевский кондуктор   В последнем номере газеты Николаевский Бизнес + Сп...  
Николаевский кондуктор   вот скан этой статьи http://ib2.keep4u.ru/s/2012/...  
Николаевский кондуктор   очередной опус Гаврилиады: Глазами пленного архит...  
Afalina   Занимательная статейка. Только вот никаких следов ...  
Boris   Может кто-то сможет объяснить что все это значит?...  
Николаевский кондуктор   про фильм сам еще вчера хотел спросить! На до ...  
Fort   Друзья! Ну какие первоисточники? Он пишет исто...  
Cherny   С.И.Гаврилов-это наш Жириновский. Все над ним смею...  
Николаевский кондуктор   А так хотелось кино посмотреть...... А так хотело...  
Afalina   А так хотелось кино посмотреть...... А так хотел...  
Николаевский кондуктор   Интресно а Гаврилов чисто гипотетически наш форум ...  
Boris   Интресно а Гаврилов чисто гипотетически наш форум...  
местный житель   Просматривает, еще и как. И периодически темы для ...  
Николаевский кондуктор   Раз так, то он просто обязан выложить сюда свое ви...  
Fort   Ну дак нет никакого видео! Выдумка все это - и...  
Николаевский кондуктор   Продолжаем "Гаврилиаду" Сегодня мы узнае...  
Boris   Продолжаем "Гаврилиаду" А смысл?  
Afalina   Читала сегодня эту статейку в газете. И имею неско...  
Cherny   А не работает ли уважаемый Николаевский кондуктор ...  
Николаевский кондуктор   Точно не работаю, даже лично не знаком! Просто...  
Yositch   Польская слободка, и греческий квартал, и еврейск...  
Cherny   Девочка списала реферат со Львовского сайта. ...  
Николаевский кондуктор   А вы думали что ребенок сядет в архив и в течении ...  
Николаевский кондуктор   Давненько Сорочан не баловал нас историей! Сег...  
Николаевский кондуктор   А вот материал который вышел в Николаевском Бизнес...  
Fort   На карте укреплений есть линия конной железной дор...  
Николаевский кондуктор   А это материал про николаевские мосты почему то Юж...  
Николаевский кондуктор   Видимо меня и держат на форуме, что всю бумажную п...  
Николаевский кондуктор   Отметился и уважаемый Сорочан в газете Южная правд...  
Николаевский кондуктор   Сходил, купил, отсканил! И так! Кто он Але...  
Железный пёс   А колокольня Адмиралтейского собора перестраива...  
SULTAN   А колокольня Адмиралтейского собора перестраивала...  
Николаевский кондуктор   Читаем подпись к картине! http://www.picatom.c...  
Lessa   Читаем подпись к картине! [url=http://www.pic...  
Cherny   Дк вон она какая эта золотая карета! :D Н...  
местный житель   А колокольня Адмиралтейского собора перестраивала...  
местный житель   Вижу офицера, снявшего штяпу и приветсвующего кого...  
Железный пёс   Не стреляйте художника, пишет как может %)  
Николаевский кондуктор   ну теперь меня точно в литертурные агенты Гаврилов...  
Yositch   Мария Орска: николаевская звезда Веймарской респуб...  
Николаевский кондуктор   Ну не получается у меня найти в инете то чно надо...  
Cherny   Русский архив за 1902г №2 и Русский архив за 1897...  
Lessa   Вопрос в том, ЗАЧЕМ тебе то, что ты не знаешь? Ко...  
Николаевский кондуктор   а в этих номерах есть заметки про Фабера  
Николаевский кондуктор   Узнал что есть такая книга Князь князей: жизнь Пот...  
Afalina   [color=#CC0000]Здесь живет наша память Вечерний Ни...  
Cherny   Интересно, особенно из первых рук, узнать подробно...  
Yositch   Статья очень интересная! Вот ещё бы узнать из ...  
Afalina   [color=#000099]«Остановились пить кофе в Николаеве...  
Николаевский кондуктор   Очередной материал Сорочана в Южной правде Пройду...  
Николаевский кондуктор   взялись за водонапорную башню! http://pn.mk.ua...  
Николаевский кондуктор   И снова материал Сорочана http://www.up.mk.ua/cgi...  
Николаевский кондуктор   Вышла книга Богоявленск и его окресности! мне ...  
Boris   Вышла книга Богоявленск и его окресности! мне...  
Николаевский кондуктор   Книга издана тиражом 5000 экземпляров сказали что ...  
Boris   Книга издана тиражом 5000 экземпляров сказали что...  
абориген Витовский   Она из двух частей, первая часть прораскопки типа...  
Николаевский кондуктор   вот тут смотрим http://www.zadira.info/news/24895...  
Boris   Короче, приобрёл данную книгу: http://dl.dropbox....  
Николаевский кондуктор   А вторая книга тоже продается там?  
Boris   А вторая книга тоже продается там? нет.  
Николаевский кондуктор   А про что вторая книга? если можно прикупи мне про...  
Boris   А про что вторая книга? Да не знаю я! Нашел ...  
Николаевский кондуктор   нашел в 1862. Морской Сборник. № 8 про Николаев н...  
Boris   Страницы про Николаев сохранил в отдельный файл и ...  
Николаевский кондуктор   если не трудно то вот еще морской сборник http://p...  
Boris   если не трудно то вот еще морской сборник [url=ht...  
Николаевский кондуктор   Продолжаем беседу ссылка на морской сборник http...  
Николаевский кондуктор   про Терновку Так начиналась болгарская Терновка ...  
Lessa   Где-то я это уже читала...  
Николаевский кондуктор   В газете Южная правда на прошлой неделе!  
Николаевский кондуктор   Помогите скачать или найти в электронном виде эту ...  
Cherny   Помогите скачать или найти в электронном виде эту...  
Николаевский кондуктор   Да читать с сайта я ее могу, но у меня не получает...  
Cherny   Да читать с сайта я ее могу, но у меня не получае...  
шурави   на всяк. случай напомню о клавише Print Screen :) ...  
Lessa   Это понятно, шурави. Попробуйте это сделать на эти...  
Николаевский кондуктор   Еще вопросик по этой книге, кто то ее просматривал...  
Cherny   Еще вопросик по этой книге, кто то ее просматрива...  
местный житель   Я прочитал. О самом Николаеве довольно мало - небо...  
шурави   шумел камыш, деревья гнулись... что же Иван Мат...  
Николаевский кондуктор   Спасибо за выложенные странички! нашел новую ...  
Cherny   "В марте 1905 г. направлена в Николаев под п...  
Николаевский кондуктор   Про первый автомобиль в Николаеве в сегодняшней Юж...  
v0lant   Николаевский кондуктор, странное дело, не упомянут...  
Николаевский кондуктор   Светлана Бойчук видимо не со всеми документами озн...  
Николаевский кондуктор   Не бейте меня сильно, но опять Гаврилиада. Ну не у...  
Fort   Пробовал - не выдает он Макар...  
v0lant   А у меня выдаёт про включаем компьютер и ищем «Гор...  
Николаевский кондуктор   В серии ЖЗЛ имеется книга про Потемкина скачать ее...  
Николаевский кондуктор   Вот тут http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t...  
Cherny   Вот тут http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?...  
шурави   Для этого нужно установить торрент-клиент uTorren...  
Cherny   на рутрекере рейтинга скачки/закачки не существу...  
Железный пёс   Вот тут http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?...  
Boris   Поставил на закачку. Скачаю - переложу в какое-ниб...  
Николаевский кондуктор   спасибо! По возможности буду отыскиватьи други...  
Николаевский кондуктор   Просвятите меня немного! Раньше во многих газе...  
Yositch   Просвятите меня немного! Раньше во многих газ...  
Николаевский кондуктор   А он пенсионер? Может завязал?  
Николаевский кондуктор   Помогите найти книгу "Иван Старов" И Бел...  
Николаевский кондуктор   нашел ссылку для скачивания http://ivan-starov.kn...  
Cherny   но у меня не получается скачать! все равно...  
Николаевский кондуктор   А в других местах не находили случайно эту книжку?...  
Николаевский кондуктор   вот из контакта может кто книгу скачать? http://v...  
шурави   вот из контакта может кто книгу скачать? [url=ht...  
FARAON   требуется смс отправить  
Николаевский кондуктор   и в контакте смс??? дожились  
Николаевский кондуктор   и на рутрекере этой книги нет, вот дожились!  
Boris   Очередная "Гаврилиада": Королевская прог...  
Cherny   А теперь "домашнее задание": найдите в ...  
Boris   Так можно было и без чтения :D Читать надо гла...  
Afalina   "Вечерний Николаев", 16.02.13г. "П...  
Cherny   "Вечерний Николаев", 16.02.13г. ...  
Afalina   Статья, действительно, навевает грусть :( . Это т...  
Pavel   Статья, действительно, навевает грусть :( . Это ...  
Николаевский кондуктор   в вечерке сегодня вот такую статью лопубликовали. ...  
v0lant   Николаевский кондуктор, часть карты Ивана Исленьев...  
Николаевский кондуктор   Интересная статья! http://www.vn.mk.ua/storie...  
Cherny   Котляр-Чаша Грааля-Сакральный Николаев и т.п. :ak...  
Николаевский кондуктор   В Южной Правде за вторник статья про Храм Весты, н...  
Николаевский кондуктор   Вечерка сегодня разродилась целым разворотом! ...  
Николаевский кондуктор   «Cпасское» – прибужский Cтоунхендж Продолжаем цик...  
Николаевский кондуктор   Старое здание николаевского педина: пора сказать «...  
Николаевский кондуктор   «Дикий сад» – «город киммерийцев» Бесспорно, сакр...  
Afalina   http://www.vn.mk.ua/stories.php?id=18826 Без истор...  
Cherny   Браво, Наталья Христова! Прекрасная статья, ак...  
Sonmil   Интересная статья! На древних картах можно пр...  
Lessa   Опубликовала приказы градоначальника от 7 марта 19...  
Lessa   Fort на Никлайфе рассказывает историю Николаева.  
Николаевский кондуктор   Сколько раз был Потемкин в Николаеве? Lqifo8_400w...  
Lessa   Павлюк, "спешл фор ю" Заметка из "К...  
Николаевский кондуктор   Кинбурн 240 лет назад 802908_original Для большин...  
Николаевский кондуктор   Трактористы Среди людей старшего поколения нет ч...  
Николаевский кондуктор   Строительство Ингульской верфи 21 июля 1788 г. (...  
местный житель   :blink: Очень хочется узнать, откуда это известн...  
Lessa   14 марта сможешь сам у автора спросить :)  
Николаевский кондуктор   Первые женщины города Николаева Самыми скромными ...  
Николаевский кондуктор   Первые фонари Николаева Время появления первых г...  
Николаевский кондуктор   Благодаря Томасу Кобле, в честь которого названо К...  
Николаевский кондуктор   читали? http://www.vn.mk.ua/files/2015-07-16-5.pdf  
местный житель   Читали-читали.  
Николаевский кондуктор   Ну хоть бы ссылочку дали, а то после отпуска переч...  
местный житель   В соц. сетях выкладывали ссылки. Во всех группах Б...  
Николаевский кондуктор   Священник-«почтальон», любовная афера Муськи Капус...  
Николаевский кондуктор   http://www.up.mk.ua/mainpage/show_item/7043 364 г...  
Николаевский кондуктор   История и древности в жизни семейства Аркасов Им...  
Николаевский кондуктор   http://www.up.mk.ua/mainpage/show_item/7380 Первы...  
Николаевский кондуктор   http://www.vn.mk.ua/stories.php?id=26096 Николаев...  
шурави   :angry: http://i74.fastpic.ru/big/2015/1128/f6/b0...  
Николаевский кондуктор   http://www.up.mk.ua/mainpage/show_item/9369 Основ...  
Николаевский кондуктор   http://www.up.mk.ua/mainpage/show_item/9844 Никол...  
Николаевский кондуктор   http://www.vn.mk.ua/stories.php?id=27454 Николаев...  
Николаевский кондуктор   Необыкновенное путешествие обыкновенных открыток ...  
Николаевский кондуктор   История Николаева и история газет Image001 Соврем...  
Николаевский кондуктор   Герои Жюль Верна в Северном Причерноморье В 1905...  
Николаевский кондуктор   Забытый «Нектар» Вечерний Николаев В поэме «Одисс...  
Николаевский кондуктор   Героический путь освободителей города Николаева ...  
Николаевский кондуктор   О Манганари замолвите слово… Вечерний Николаев Це...  
Николаевский кондуктор   «Кондитерка»: сладость успеха и горечь падения Ве...  
Николаевский кондуктор   Истфак: сорок лет спустя 0 Свое 40-летие отмечает...  
Николаевский кондуктор   Спустя полтора столетия следствие ведут знатоки В...  
Николаевский кондуктор   Последний тост Вечерний Николаев Переулок Корабел...  
Николаевский кондуктор   Виват Потемкинская! Вечерний Николаев Потемки...  
Николаевский кондуктор   Экспедиция астрономов на остров Шпицберген Никола...  
Николаевский кондуктор   К столетию трагедии Вечерний Николаев Сто лет наз...  
Николаевский кондуктор   Кина не будет! Вечерний Николаев Сорок лет на...  
Николаевский кондуктор   Случай в лимане Вечерний Николаев Николаевский ку...  
Николаевский кондуктор   Месть командарма Подвиг отряда морских пехотинце...  
Николаевский кондуктор   Тайна Адмиралтейского шпиля Среди старых краевед...  
Lessa   У Бойчук нет интернета? Риторический вопрос. А то ...  
Николаевский кондуктор   Николаевцам - о Николае Вечерний Николаев (Оконча...  
Николаевский кондуктор   Пока нашел только 2 части http://www.up.mk.ua/mai...  
Летучий голландец   Посоветуйте, пожалуйста, литературу, освещающую вр...  
Lessa   В библиотеках в основном еще советского периода. ...  
Летучий голландец   В библиотеках в основном еще советского периода. ...  
Lessa   К сожалению, в романах приходится к историческим с...  
Летучий голландец   К сожалению, в романах приходится к историческим ...  
2 страниц V  1 2 >


Быстрый ответОтветить в эту темуОткрыть новую тему
1 чел. читают эту тему (гостей: 1, скрытых пользователей: 0)
Пользователей: 0

 

Яндекс.Метрика