Здравствуйте, гость ( Вход | Регистрация )
| Николаевский кондуктор |
12.2.2009, 21:07
Сообщение
#1
|
![]() Прописан ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Группа: Старейшина Сообщений: 4 430 Регистрация: 7.3.2006 Пользователь №: 7 |
|
![]() ![]() |
| Николаевский кондуктор |
9.6.2018, 15:17
Сообщение
#2
|
![]() Прописан ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Группа: Старейшина Сообщений: 4 430 Регистрация: 7.3.2006 Пользователь №: 7 |
Интересная история заводского жетона
Вечерний Николаев Интересные истории, судьбы людей открылись нам после знакомства с редким жетоном-пропуском «Общества Николаевских заводов и верфей». С чем связано появление этого жетона? О чем может «рассказать» маленький кусочек металла? В начале ХІХ века в Российской империи была выбрана стратегия по постройке судов для коммерческого, а главное, кораблей для Черноморского флота. «Обществу Николаевских заводов и верфей», хозяевами которого были французские и бельгийские дельцы, это обещало колоссальную прибыль. В борьбу за дележ финансового пирога вступили российские банковские монополии и поддерживающие их иностранные банки. В апреле 1912 года эта борьба завершилась тем, что контрольный пакет акций французского «Общества Николаевских заводов и верфей» (ОНЗиВ), принадлежащих французскому банку «Сосьете женераль», перешел в руки Санкт-Петербургского международного коммерческого банка и стоящего за ним синдиката иностранных и русских банков. 31 июля 1912 года от обязанностей членов правления ОНЗиВ были освобождены представители банка «Сосьете женераль» и Русско-Азиатского банка. Таким образом, все заказы по строительству судов передавались теперь русскому «Обществу Николаевских заводов и верфей». По кораблестроительной программе усиления Черноморского флота 1911 года было предусмотрено строительство в Николаеве четырех эскадренных миноносцев. Строившиеся по проекту, разработанному известной британской фирмой «John I. Thornycroft&Co.Ltd», они должны были стать первыми серийными эсминцами в русском флоте, оборудованными паровыми турбинами. А затем последовали установленные в Морском ведомстве процедуры, а именно: 11 октября 1911 года эскадренные миноносцы «Беспокойный» (заводской № С-99), «Гневный» (заводской № С-100), «Дерзкий» (заводской № С-101), «Пронзительный» (заводской № С-102) были зачислены в списки флота. С 23 февраля 1912 года эскадренные миноносцы зачислены в разряд строящихся судов, а 20 сентября 1912 года они были заложены в крытом эллинге завода «Общества Николаевских заводов и верфей» (сегодня ЧСЗ). Забегая наперед, скажу, что торжественная закладка этих миноносцев состоится более чем через год. В это же время были изготовлены жетоны-пропуски для мастеровых и рабочих, отобранных для строительства этих кораблей. С историей заводских жетонов читатели познакомились в моем очерке «Ваш пропуск!» («Вечерний Николаев», № 130 за 4 ноября 2014 года) и в материале «Жетоны-пропуски николаевских судостроительных заводов ХІХ – середины ХХ вв.», опубликованном в книге «Знаки как символы эпохи. О знаках, жетонах и медалях, связанных с историей Николаева» (2014). Жетоны-пропуски или, как их еще называли – табельные марки, применялись на николаевских судостроительных заводах для обеспечения контроля за тем, когда приходят на работу и уходят с нее рабочие и служащие, контрагенты, прикомандированные на завод для монтажа или наладки оборудования предприятий-поставщиков. Внутри завода применялись также жетоны-пропуски для прохода на строящиеся военные корабли, в отдельные цеха, а внутри цеха – на участки, куда вход посторонним без специального разрешения, т. е. не имеющим специального жетона, был строжайше запрещен. На таких жетонах прямо указывалось – куда его владельцу разрешался доступ: «контраген.», «корабль», «корабль–медно-кот.», «докъ», «корабль судостр.», «корабль башен.» (разрешавший вход в цех, где проводилась сборка башенных орудийных установок для военных кораблей). Понятно, что делалось это в целях безопасности, ведь промышленный шпионаж никто не отменял. Существовал он и в то время. К тому же разведки других государств были заинтересованы раздобыть новинки и секреты, применявшиеся при строительстве новых боевых кораблей. Применение персональных жетонов-пропусков существенно ограничивало доступ случайных, а тем более посторонних лиц на строящиеся военные заказы, не допускало случаев воровства. Не стал исключением из правил выпуск жетонов-пропусков и под строительство миноносцев. Жетон за № 184 был выдан рабочему медно-котельного цеха завода для работы непосредственно на строящихся миноносцах по монтажу уже изготовленных в цеху главных трубопроводов, машинного, котельного и другого оборудования всех систем и механизмов кораблей. То есть руки мастерового, которому принадлежал жетон, дали жизнь железному сердцу этих эскадренных миноносцев. Первые два эскадренных миноносца – «Беспокойный» и «Гневный» – были спущены на воду 18 октября 1913 года в присутствии прибывшего в Николаев на спуск линейного корабля «Императрица Мария» Морского министра, генерал-адъютанта, адмирала И.К. Григоровича и сопровождавших его лиц. Но до спуска сначала произвели торжественную закладку всех четырех эсминцев, а затем состоялся спуск на воду первых двух кораблей. Эсминцы «Дерзкий» и «Пронзительный» были спущены на воду 2 марта 1914 года. Все 4 корабля в составе флота относились к типу «Дерзкий», хотя головным кораблем в серии был эсминец «Беспокойный» – первый корабль с паротурбинной установкой, полностью построенный в Российской империи. До этого считали, что таковым являлся эскадренный миноносец «Новик», построенный в С.-Петербурге. Да, его корпус построили на Путиловском заводе, а котлы, турбины и вспомогательные механизмы изготовили в Германии на заводе «Вулкан». Николаевцы, помните, и здесь мы были первыми! В октябре 1914 года николаевские эсминцы были сданы флоту, т. е. приняты в казну и участвовали в боевых действиях на Черном море в годы Первой мировой войны (1914-1918). Подробно об истории создания эсминцев типа «Дерзкий» можно узнать, ознакомившись в библиотеках города с монографией инженеров-кораблестроителей, историков ВМФ В.А. Левицкого и В.П. Заблоцкого «Первые «Новики» Черноморского флота. Эсминцы типа «Дерзкий», опубликованной в журнале «Морская кампания» № 8 в 2008 году. История создания этих миноносцев опубликована впервые! А теперь подробнее расскажем о жетоне. Жетон овальной формы, размером 40х42 мм. Изготовлен из латуни. Вес – 25,02 г. Толщина 3 мм. Лицевая сторона жетона окаймлена выступающим бортиком шириной 2 мм. На рифленой поверхности жетона выбита четырехстрочная надпись. Вверху полукругом: =миноносцы=, по центру: =О.Н.З. и В.= и ниже – номер владельца: =184=. Внизу полукругом надпись: =медно-кот.=. Все буквы и цифры выпуклые. Оборотная сторона гладкая. Посредине выбита горизонтальная линия шириной 2 мм. Работая над этим материалом, было бы, на мой взгляд, несправедливо ничего не рассказать о медно-котельной мастерской ОНЗиВ, которая упомянута в жетоне. По состоянию на 1913 год, в медно-котельной мастерской изготовлялись машинные и котельные главные трубопроводы для строящихся кораблей. На то время в этой мастерской работали около 700 мастеровых. Руководил медно-котельными мастерскими Иван Тимофеевич Бородин (30.03.1860-02.07.1929), потомственный почетный гражданин. И.Т. Бородин окончил ремесленное техническое училище, для закрепления навыков поступил по вольному найму на пароход Русского О-ва Пароходства и Торговли (РОПиТ) «Корнилов» помощником машиниста. В течение одного года находился в заграничном плавании. По согласованию с руководством РОПиТа для совершенствования своих знаний и повышения квалификации на 11 месяцев остался работать на одном из механических Тулонских судостроительных заводов (Франция). После возвращения в Николаев И.Т. Бородин поступил в механические мастерские казенного Николаевского адмиралтейства в качестве монтера. Здесь изготавливались различные трубопроводы на вновь строящиеся военные корабли, канонерские лодки: «Черноморец», «Запорожец», «Донец», минный крейсер «Гридень» и броненосцы: «Екатерина ІІ», «Двеннадцать Апостолов», «Три Святителя» и «Ростислав». Как монтер он занимался изготовлением и установкой главных трубопроводов на вышеперечисленные суда в течение 10 лет. За ревностное исполнение своих обязанностей он был назначен самостоятельным мастером на достраивающиеся броненосцы «Три Святителя» и «Ростислав». В должности мастера Бородин был командирован в Севастопольский порт, где продолжал работы по достройке этих судов в течение 7 лет. После сдачи флоту этих кораблей И.Т. Бородин был награжден званием потомственного почетного гражданина. С 28 апреля 1899 года Бородин работает на заводе «Общества судостроительных механических и литейных заводов» в Николаеве (с июня 1911 г. – ОНЗиВ) в должности начальника медно-котельной и гальваническо-цинковальной мастерских. Он руководит оборудованием на броненосцах и миноносцах и установкой главных машинных и котельных трубопроводов судовых механизмов. Непосредственно при его участии строились броненосцы «Пантелеймон», «Иоанн Златоуст», крейсер «Память Меркурия», «Евстафий» и миноносцы «Заветный», «Завидный», «Зоркий», «Звонкий», «Задорный», «Лейтенант Шестаков», «Капитан Сакен», «Капитан-лейтенант Баранов» и «Лейтенант Зацаренный». За строительство этих судов Бородин награжден шейной золотой медалью «За усердие» на Александровской ленте. После полного оборудования вышеперечисленных судов и сдачи их казне И.Т. Бородин был командирован заводоуправлением за границу для изучения опыта по строительству новых турбинных судов. Он возвратился в Николаев полный новых знаний и практических навыков. Под его руководством переоборудованы мастерские – медно-котельная и по изготовлению металлической мебели для военно-морских судов. В то время на верфи завода строились: дредноут «Екатерина ІІ» и четыре миноносца, о которых сказано выше. По просьбе Морского министерства медно-котельные мастерские завода ОНЗиВ выполняли оборудование главных трубопроводов в котельных и машинных отделениях строившихся на заводе «Руссуд» линейных кораблей «Императрица Мария» и «Император Александр ІІІ». За 15-летнюю плодотворную деятельность руководством ОНЗиВ И.Т. Бородин был представлен к награждению орденом Св. Анны ІІІ степени. На судостроительных предприятиях города Николаева И.Т. Бородин проработал около 40 лет. Интересной информацией о личной жизни Бородина поделилась краевед Татьяна Ефимовна Фоменко. Из собранных ею материалов стало известно, что его отец Тимофей Степанович Бородин был известным в нашем городе золотых и часовых дел мастером. В 1886 году его наградили серебряной медалью «За усердие». Умер 15 июня 1909 года. Двадцатитрехлетний Иван Тимофеевич Бородин 26 августа 1883 года женился на 17-летней одесской мещанке Меланье Захаровне Семеновой. В 1884 году у них родился первенец – Иван. В 1888 году родилась дочь Мария. В этом же году жена Бородина умерла. Второй раз он вступил в брак с Надеждой Ивановной, 1867 года рождения. У них родилась дочь Нина. До ноября 1914 года И.Т. Бородин с семьей проживал по адресу: ул. Пограничная, 50. 17 ноября 1914 года Бородин приобрел у родственников умершего купца 1-й гильдии Хаселя Давидовича Френкеля двухэтажный особняк с участком по адресу: ул. Спасская, 29. Дом сохранился до настоящего времени (ныне ул. Спасская, 33). Сегодня это корпус № 2 Николаевской областной прокуратуры. Надежда Ивановна Бородина умерла 17 апреля 1948 года. До смерти она проживала во флигеле бывшего своего дома по адресу: ул. Спасская, 33. Известно, что на судостроительных предприятиях нашего города трудились два сына – Василий и Иван Бородины, которые после большевистского переворота эмигрировали за границу. Вот такие истории поведал старый жетон-пропуск, долгие годы хранивший молчание. Евгений Горбуров, член Национального союза краеведов. http://www.vn.mk.ua/stories.php?id=34854 |
Николаевский кондуктор Пресса про нашу историю 12.2.2009, 21:07
Boris Летом был на этом месте. Всё вокруг заболочено, см... 12.2.2009, 21:41
Николаевский кондуктор а ход водопровода реально найти??? 13.2.2009, 11:00
Lessa А Владимир Ворошнин не хочет примкнуть к нашим ряд... 13.2.2009, 11:32
selit как то схожу обязательно - я в тех краях вообще не... 13.2.2009, 13:48
Николаевский кондуктор Волошин видимо старик, и инета у него нет как наве... 13.2.2009, 16:40
Boris Будете у нас на Колыме в Октябрьском - меня позови... 13.2.2009, 16:50
Николаевский кондуктор К нам приезжает Игорь, он будет со вторника по пят... 14.2.2009, 14:00
jurij И что решили !?
Состоялась вылазка в парк Октя... 4.8.2009, 15:21
Cheban [b]Биография нашего дома
В Николаеве осталось оч... 14.8.2009, 10:18
UserNik
[size=3][b]Биография нашего дома
В Николаеве ос... 26.2.2010, 18:26
Boris
Автор — Гаврилов... 14.8.2009, 15:55
Николаевский кондуктор Читаем снова Турбиниста.....
http://www.picatom.c... 31.8.2009, 20:24
selit продолжения когда ожидать? 1.9.2009, 8:23
Николаевский кондуктор а вот и продолжение!
проведенная агентурная ра... 11.9.2009, 10:29
selit Спасибо мне очень понравилось даже распространил... 11.9.2009, 13:47
Николаевский кондуктор Хочу его пригласить как то на встречу нашу общую..... 11.9.2009, 18:23
Николаевский кондуктор вот каким мог быть наш центр!
http://www.pic... 9.1.2010, 14:34
Boris
вот каким мог быть наш центр!
[img]http://www... 11.1.2010, 14:50
selit прям погрузился в соцпрошлое :)
и всетаки большенс... 11.1.2010, 10:18
Doctor-uzi Boris А на скриншоте что изображено? Чет город по... 11.1.2010, 17:04
SULTAN
Boris А на скриншоте что изображено? Чет город п... 11.1.2010, 17:27
Boris В чем беда архитекторов - они проекты делают для в... 11.1.2010, 17:33
Fort На скриншоте - площадь Судостроителей и ДК.
А вот ... 11.1.2010, 18:24
v0lant
Всё-таки площадь Судостроителей. 11.1.2010, 19:29
Павлюк Нашел статейку Крючкова:
Крючков Ю. Вольные подря... 26.2.2010, 16:32
Николаевский кондуктор заметка про зоопарк
http://www.picatom.com/1l/2-33... 29.8.2010, 16:05
v0lant Погодой, чтоли, навеяло...
Новозеландская Thames ... 29.8.2010, 22:52
Николаевский кондуктор Помните выкладывал исторические заметки из заводск... 4.11.2010, 11:36
Николаевский кондуктор как то выкладывал статьи Ворошнина.
А теперь и п... 6.11.2010, 17:03
Николаевский кондуктор стало известно:
В числе 100 великих музеев мира
И... 5.2.2011, 16:56
местный житель
«100 великих музеев мира», в которой нашлось мест... 5.2.2011, 17:13
Fort На просторах СССР было два музея судостроения и фл... 5.2.2011, 18:39
DODIN
На просторах СССР было два музея судостроения и ф... 5.2.2011, 20:46
DODIN
На просторах СССР было два музея судостроения и ф... 20.6.2011, 21:37
Николаевский кондуктор Сегодня в Южной правде вышла статья:
Кто тако... 18.6.2011, 14:58
Cherny
....с 1930 г. - Октябрьской революции...
Когд... 19.6.2011, 18:33
Boris
Когда это Буденного носила название Октябрьской р... 19.6.2011, 18:49
Cherny
В "реестре топонимов" есть такое назван... 20.6.2011, 21:12
Freedeniz Спасибо за статью!
Буквально на днях была мыс... 18.10.2011, 16:33
местный житель :rolleyes: Честно говоря не верится, что этот дом ... 18.10.2011, 18:18
Lessa
Насторожило, проверила, таки ХII класс
Проверила ... 18.10.2011, 19:13
Cherny Как говорила лиса Алиса в известном детском фильме... 18.10.2011, 22:42
Lessa
Я просто начала с первого абзаца и застопорилась,... 18.10.2011, 23:38
Freedeniz Т.е. эта статья далека от истины?
очень жаль... 19.10.2011, 16:43
Николаевский кондуктор может создать отдельную тему "Гавриловщина... 19.10.2011, 17:33
Boris
может создать отдельную тему "Гавриловщина... 19.10.2011, 18:19
Cherny
Пусть материал его [b]не совсем близок к истине
... 19.10.2011, 19:15
DODIN
может создать отдельную тему "Гавриловщина... 19.10.2011, 21:13
SULTAN Ну то что дом не тянет на такой возвраст это понят... 19.10.2011, 20:43
v0lant Вестник Нищей Бухты от 16 декабря 1882 сообщает:
[... 23.10.2011, 20:11
Cherny
Мне кажется, что по этой заметке про вашего мальч... 23.10.2011, 23:11
v0lant
А что это за "Вестник Нищей Бухты" и и... 24.10.2011, 9:29
Николаевский кондуктор История Пролетарской улицы, и немного про храм
ht... 3.12.2011, 19:17
Lessa Ну мог бы Анатолий Сорочан немножечко на нас сосла... 3.12.2011, 20:50
местный житель :D Это точно. А я читаю и узнаю знакомые фразы и о... 3.12.2011, 20:57
Cherny Вся первая часть по истории церкви взята у Закавор... 4.12.2011, 17:59
Николаевский кондуктор Налицо Гаврилиада-2??? 4.12.2011, 18:30
Николаевский кондуктор Знакомимся с новой работой Тараса Креминя.
Николае... 8.12.2011, 19:35
Fort На сайте "Николаевский Базар" 03.06.2010... 9.12.2011, 11:24
Николаевский кондуктор как всегда по субботам в Южной правде нам Сорочан ... 25.12.2011, 17:05
Pieter Украинские гастроли Листа.
Контракты и ярмарка не... 26.12.2011, 20:09
Николаевский кондуктор Давно у меня была мыслишка пофоткать всю технику н... 17.1.2012, 21:52
Николаевский кондуктор Прошла неделя и Сорочан снова нам рассказывает про... 21.1.2012, 15:47
Николаевский кондуктор Немного интересных заметок из Южной правды тех лет... 21.1.2012, 18:07
Николаевский кондуктор продолжу подборку интересных заметок!
http://... 21.1.2012, 18:46
Boris
Вот найти бы фотку скорой помощи что в статье про... 21.1.2012, 19:08

Cherny Хорошо бы еще датировку статей и фотоклише дать, а... 21.1.2012, 21:12

Николаевский кондуктор
Хорошо бы еще датировку статей и фотоклише дать, ... 22.1.2012, 16:39
Доктор Фрейд http://www.picatom.com/23/-17297-th.jpg
о_О
если... 21.1.2012, 22:35
Fort Предлагаю подготовить статью и разместить ее в раз... 23.1.2012, 10:11
Николаевский кондуктор К сожалению у меня нет ничего на автовокзал :-(
... 24.1.2012, 19:10
Николаевский кондуктор В последнем номере газеты Николаевский Бизнес + Сп... 1.2.2012, 18:48
Николаевский кондуктор вот скан этой статьи
http://ib2.keep4u.ru/s/2012/... 2.2.2012, 11:36
Николаевский кондуктор очередной опус Гаврилиады:
Глазами пленного архит... 14.2.2012, 22:11
Afalina Занимательная статейка. Только вот никаких следов ... 15.2.2012, 19:06
Boris
Может кто-то сможет объяснить что все это значит?... 15.2.2012, 19:24
Николаевский кондуктор про фильм сам еще вчера хотел спросить!
На до ... 15.2.2012, 19:46
Fort Друзья!
Ну какие первоисточники? Он пишет исто... 15.2.2012, 21:57
Cherny С.И.Гаврилов-это наш Жириновский. Все над ним смею... 15.2.2012, 23:46
Николаевский кондуктор А так хотелось кино посмотреть......
А так хотело... 16.2.2012, 11:43
Afalina
А так хотелось кино посмотреть......
А так хотел... 16.2.2012, 18:14
Николаевский кондуктор Интресно а Гаврилов чисто гипотетически наш форум ... 17.2.2012, 11:14
Boris
Интресно а Гаврилов чисто гипотетически наш форум... 17.2.2012, 11:34
местный житель Просматривает, еще и как. И периодически темы для ... 17.2.2012, 12:26
Николаевский кондуктор Раз так, то он просто обязан выложить сюда свое ви... 17.2.2012, 18:19
Fort Ну дак нет никакого видео!
Выдумка все это - и... 17.2.2012, 21:41
Николаевский кондуктор Продолжаем "Гаврилиаду"
Сегодня мы узнае... 18.2.2012, 19:20
Boris
Продолжаем "Гаврилиаду"
А смысл? 18.2.2012, 19:55
Afalina Читала сегодня эту статейку в газете. И имею неско... 18.2.2012, 20:59
Cherny А не работает ли уважаемый Николаевский кондуктор ... 18.2.2012, 23:57
Николаевский кондуктор Точно не работаю, даже лично не знаком!
Просто... 21.2.2012, 18:56
Yositch
Польская слободка, и греческий квартал, и еврейск... 21.2.2012, 20:48
Cherny
Девочка списала реферат со Львовского сайта.
... 21.2.2012, 23:06
Николаевский кондуктор А вы думали что ребенок сядет в архив и в течении ... 22.2.2012, 11:23
Николаевский кондуктор Давненько Сорочан не баловал нас историей!
Сег... 25.2.2012, 20:07
Николаевский кондуктор А вот материал который вышел в Николаевском Бизнес... 9.3.2012, 17:36
Fort На карте укреплений есть линия конной железной дор... 9.3.2012, 17:43
Николаевский кондуктор А это материал про николаевские мосты
почему то Юж... 9.3.2012, 17:51
Николаевский кондуктор Видимо меня и держат на форуме, что всю бумажную п... 13.3.2012, 16:32![]() ![]() ![]() |