Однако этот якорь от Селены меня сильно зацепил!!!
Давайте порассуждаем логически, подумаем и пофантазируем.
Итак мы предположили, что якорь предназначался для удержания несамоходного плавучего средства.
Судя по фотографии - он явно не современный.
Что же это может быть, да еще и в Николаеве? (я сразу отброшу мысль о том, что его просто изготовили в Николаеве для памятника - так не интересно).
Пересмотрев "Книгу о якорях" Л.Н. Скрягина вот что я нашел:
"АДМИРАЛТЕЙСКИЕ ИНВАЛИДЫ"
Плавучие маяки, знаки навигационного ограждения, понтоны, плавучие трубопроводы, рейдовые якорные бочки и многие другие плавучие сооружения тоже не могут обойтись без якорей. Для них, нуждающихся в надежной якорной стоянке в течение длительного периода, разработаны так называемые мертвые якоря. Их разделяют на два типа: направленного действия, когда якорь может держать в пределах заданного в плане угла, и кругового действия, когда якорь держит под любым углом в плане. Обычно такие якоря укладывают или врывают в грунт с помощью киллекторных судов или плавучих кранов.
Издавна в качестве мертвых якорей использовали каменные глыбы, деревянные, а иногда и железные клетки, наполненные каменным или чугунным балластом. Наиболее распространенный мертвый якорь - обычный адмиралтейский якорь со срезанным по веретено одним рогом. Чтобы такому "адмиралтейскому инвалиду" придать побольше силы, его единственный рог удлиняют или увеличивают площадь лапы.
Однорогий якорь применяется не только как мертвый: им пользуются при производстве дноуглубительных работ на рейдах и на реках. Когда несамоходный земснаряд прорывает траншею, он передвигается с помощью своих лебедок и двух завезенных в разные стороны однорогих якорей, которые носят название папильонажных. Это название происходит от французского слова papillon - бабочка. Когда земснаряд, прорывая траншеи, передвигается влево и вправо, то говорят, что он работает папильонажным способом, то есть его движение похоже на полет бабочки. По мере передвижения земснаряда вперед якоря все время приходится перекладывать на новое место. Это делают с помощью самоходных судов - завозней. Иногда приходится папильонажные якоря переносить вручную: мотозавозня из-за мелководья не может их доставить на нужное место или якоря необходимо заложить на сухих песках. Поэтому к папильонажным якорям предъявляют два немаловажных требования: легкость и высокая удельная держащая сила на сыпучих грунтах. Особенно это важно, когда земснаряду приходится работать на тяжелых грунтах или при большом слое срезки. В таких случаях держащую силу однородного "инвалида" пытаются увеличить за счет увеличения площади его лапы (рис. 131). Но те, кто переделывает якорь, иногда забывают, что величина площади лапы связана строгой зависимостью с углом атаки, углом отгиба рога и его длиной. Нередко случалось: наварят большую пластину, и якорь вообще перестает держать - при увеличении усилия папильонажного троса вырывается из грунта. Изучив фотографию стало понятно, что для земснарядов, работающих на реке такой якорь скажем прямо - великоват. А так как у нас в городе не строились крупные суда-землесосы и драггеры, становится очевидным, что он явно изготавливался не для них (ну разве, что по кооперации судостроительных заводов, но тогда он должен был уехать к заказчику).
Что же еще могли строить несамоходного крупных размеров, да еще и в славном городе Николаеве?
Подумав немного - в голову пришла мысль - плавучий док!
Вырваровский мост построен в 1964 году. Сопоставив исторические факты получил интересную гипотезу, которая или подтвердится или может стать красивой городской легендой для гостей нашего города.
Этот якорь от плавучего дока, построенного в Николаеве еще до революции.
Вот Вам и цитата из книги А. И. Сорокина, В. Н. Краснова "Корабли проходят испытания", 1982 год, издательство Судостроение:
Для ремонта новых черноморских дредноутов Морское министерство заказало николаевскому заводу "Руссуд" плавучий док грузоподъемностью 30 тыс. т. Док строился три года. К его испытаниям Постоянная комиссия приступила 10 мая 1916 г. В ходе испытаний выяснилось, что полное водоизмещение дока на 5300 т меньше оговоренного в договорной специфике.
Подъем дока с судном занимал меньше времени по сравнению с указанным в контракте, а возвышение надводной стапель-палубы порожнего дока оказалось большим на полметра. Отступления от требований контракта и спецификации были санкционированы Морским министерством.
Комиссия испытала док по прямому назначению. В док был введен эскадренный броненосец Синоп. Заполнялся док в течение 9 ч 30 мин, а подъем вместе с броненосцем занял 2 ч 20 мин. Док выдержал испытания, и Комиссия 3 июня 1916 г. подписала приемный акт.Дальше - больше!
Перед взятием Николаева фашистами этот док был затоплен в районе Дидовой хаты нашими судостроителями, чтобы не достался врагу.
Немцы предприняли несколько неудачных попыток его подъема и при одной из них док разломился и затонул.
После освобождения Николаева, наши судостроители подняли части этого дока и использовав несколько его секций соорудили плавучий док, который долгое время использовался на ЧСЗ для спуска траулеров с поточной линии.
Теперь пофантазируем (а может быть так оно и было) - при его подъеме подняли и якоря, которые использовались для позиционирования этой махины над ямой в районе Дидовой хаты. Ведь других точек крепления дока в том месте просто нет. Даже сейчас по углам этой ямы стоит четыре бочки, к которым пришвартовывали военные корабли, когда устанавливали их на размагничевание. Яму, вырытую для затопления дока в советские времена превратили в яму размагничивания.
После войны стало модным по городу якоря ставить - у стадиона, у судостроительного техникума и т.д.
А этот якорь был огромен и вписать его в городскую среду было сложно. Так бы он и валялся где нибудь на задворках судостроительного завода никому не нужным, ведь такого большого дока в Николаеве больше не было, но кто то из чиновников, решив сэкономить бюджетные средства, вспомнил о великане.
Архитекторы быстро набросали план, партия его утвердила, строители воплотили планы в жизнь.
Вот так, возможно, и появился якорь-великан на въезде Варваровского моста. Возможно, что еще три его брата до сих пор лежат на дне Бугского лимана и ждут своей участи.
Правда так было или нет - давайте выясним вместе. А вот такая легенда родилась спонтанно с невинного вопроса Селены, за что ей отдельное спасибо!