или почитать тут
http://www.vn.mk.ua/stories.php?id=1981НЕУЖЕЛИ НИКОЛАЕВ БЫЛ ТАКИМ УБОГИМ?
Как-то давно в библиотеке ГАНО О.А.Смирнова предложила мне просмотреть уникальный машинописный материал "Николаев. Современное состояние и перспективы хозяйственного и культурного развития. Материалы к реконструкции города". Это было толстое довольно серьезное исследование Одесской "филии" ГИПРОГРАДа, на основе которого впоследствии был изуродован и частично разрушен Николаев.
Так каким же виделся наш город 75 лет назад одесситам, которые "по заданию Партии и Правительства" хотели превратить наш "убогий" Николаев в сказочный социалистический город будущего?
1. Николаев
военно-судостроительный
Недавно заведующая музеем судостроения и флота Т.С.Митковская показала мне фотокопии материалов, которые я с интересом стал изучать. Особенно меня заинтересовал раздел под названием "Архитектурно-художественный стиль города". Мне было весьма любопытно узнать мнение профессионалов от искусствоведения (или архитектуры) о нашем городе в 1931 г.
Итак, со знанием дела безымянный одесский искусствовед-архитектор "разобрал по косточкам" архитектуру и планировку города, умело опираясь на историю появления и развития Николаева не только как типичного причерноморского города, но и как центра судостроения и флота. Взгляды и оценки его настолько интересны, что не могу отказаться от их цитирования (сохранена грамматика оригинала):
"Николаев возник как военно-судостроительное поселение. Это наложило свой отпечаток на застройку и архитектуру города и до настоящего времени этот отпечаток в значительной степени на них сохранился.
Одновременно с верфями возникает административный центр города - в районе нынешней Советской площади [совр. пл. им. В.И.Ленина - Ю.К.]. Вокруг присутственных мест - административного центра и, главным образом, к западу от него селились служащие, чиновники и т.п.; рабочие - восточнее, вокруг верфей.
К числу интереснейших зданий административного центра относится здание бывшей гауптвахты, построенное для городских присутственных мест примерно в 1790-92 гг., одно из чистых по стилю зданий Екатерининского времени. Средний 2-этажный корпус опирается на спокойную арочную систему с полукруглыми арками; карнизы - красивого профиля, никакой орнаментики. К этому корпусу примыкают два одноэтажных флигеля под колоннами. Этим правильным распределением масс - тяжелого второго этажа в центре над солидными арками и легкой крыши над колоннами флигелей - достигнуто впечатление органичности постройки.
Значительно слабее в этом смысле - здание портовой конторы построенное почти одновременно с гауптвахтой. Центральная часть ее с колоннами слишком легка и исчезает рядом с массивными флигелями, почему получается впечатление растянутости и разорванности".
Следует сразу же отметить, что трудно не согласиться с этими оценками, но, все-таки, возникает вопрос: зачем же разрушили эти памятники архитектуры? И начали с гауптвахты (Магистрата), которую первой разобрали до основания в 1936 г., опираясь на рекомендации этих "Материалов к реконструкции города", разработанных одесситами.
Но пойдем дальше: "Здание бывшего Зимнего офицерского собрания в конце ул. К.Маркса (б. Адмиральской), построенное в начале XIX века, возможно в 1830 г. - более цельно. Стройная средняя колоннада не задавлена флигелями и весьма удачно расположена на возвышенности. Эта средняя часть достойна сохранения". Но тут же возникает вопрос: что же флигели надо уничтожить? Зачем? Этим не только нарушится единство архитектурного ансамбля, но и бессмысленно пропадут два довольно обширных и полезных здания.
"Здание б. собора (ныне Музей), после сноса безобразной колокольни (более поздней постройки) - предстало в своем первоначальном виде. Приписывается здание Растрелли, что, однако, требует еще подтверждения". Здесь одесский искусствовед засомневался вполне резонно: Б.Растрелли, великий архитектор елизаветинского времени, умер задолго до появления Николаева. А утверждение насчет "первоначального вида" собора ошибочно: построенный по проекту И.Е.Старова собор во имя Св. Григория Великие Армении (Адмиралтейский) имел вначале колокольню над порталом (входом), которая спустя несколько лет обрушилась (см. "ВН" - 3.02.89; 11.10.05). Сам собор был уничтожен в 1939-1940 годах.
"На самом возвышенном месте города - здание обсерватории, построенное в 1821-1825 гг. Ее высокие конические колонны подпирают тяжеловатый карниз и крышу с круглой башенной постройкой. Небольшие интервалы при большой высоте колонн придают фронтону внушительность. Заслуживает внимания чугунная ограда обсерватории с красивыми чугунными литыми воротами". И здесь можно согласиться с архитектурными оценками одессита, но требуется уточнение: Морская астрономическая обсерватория была построена не в 1825 и не в 1827 гг., как об этом сейчас принято писать, а, согласно последним исследованиям Г.М.Петрова и Г.И.Пинигина, в 1829 г. (с 1827 по 1829 гг. ее достраивал архитектор Л.Опацкий). К сожалению, прекрасную чугунную ограду растащили на металлолом в последние годы, и от нее остались лишь жалкие куски.
"К этому времени относится и здание б. Морской типографии, ворота которой послужили образцом для целого ряда аналогичных сооружений в Николаеве". К сожалению, иллюстративный материал этого труда оказался мне недоступным, поэтому я привожу другие иллюстрации, отвечающие тексту. А ворот этих я не нашел.
"Построенные позднее здания мужской гимназии - ныне руины и соседних казарм - грубы и неуклюжи". Здесь так нелестно автор-одессит отзывается о комплексе Казарм флотского экипажа, построенных архитектором К.Акройдом (в одном из них впоследствии поместили Мужскую гимназию). Но с его оценкой нельзя согласиться: здания казарм не блещут архитектурными деталями, они строги, но никак не являются "грубыми и неуклюжими". В соответствии с суровым временем Николая I, казармы были возведены в стиле позднего английского классицизма и представляют архитектурный ансамбль, отвечающий назначению и требованиям эпохи.
"К зданиям портовой конторы примыкают постройки офицеров и высших служащих по Набережной, К.Маркса (б. Адмиральской) и Р.Люксембург (б. Никольской) улицам. Характерны своей простотой дома 5 и 7 по Набережной ул. Такие дома строили себе офицеры или чиновники среднего ранга: небольшие особняки на одну семью, без претензий на "красивость" - с установкой на практичность. В другом роде дома высших чинов из числа дворян. Они строили для себя особняки в стиле дворянских гнезд. При сравнительно простом фасаде этих особняков - более богатая архитектура обращена вовнутрь, во двор, например, дом на углу Пушкинской и ул. К.Маркса (Адмиральской). Красивая колоннада с замечательными ионическими капителями, к сожалению, испорчена более поздней стеклянной галереей. К таким домам всегда примыкают высокие каменные ограды". Подобные же усадьбы были и в самом начале Никольской ул. (у Потемкинской), и на углу Потемкинской и Спасской (сейчас - Обсерваторной). Как правило, эти колоннады отгораживали открытые дворовые веранды. Мне представляется, что такие дома принадлежали скорее всего грекам (морякам или чиновникам) с их стремлением к скрытости семейной жизни - отсюда и высокие глухие каменные заборы и некий образ "патио" - веранда, цветник и сад, а иногда и фонтан. Сейчас эти веранды превращены в закрытые помещения с помощью закладки просветов между колоннами.
"Чиновники из разночинцев часто строились по двое-трое в одном доме, причем излюбленным мотивом наружного фасада был портик с колоннами, к которым ведут 3 или 4 ступеньки - по образцу усадьб, а также государственных и общественных зданий того времени, но эти дома обращены лицом к улице, показывают себя. Такие дома сохранились в наиболее нетронутом виде на ул. Р.Люксембург (б. Никольской), под №№ 28 и 32, на углу Шевченко (б. Таврической) и Ив. Франко (б. Московской ул.). Почти везде сохранились оба парадных входа под колоннами". К таким домам того времени следует добавить большое здание на углу современных ул. Декабристов и Адмирала Макарова (напротив костела).
"По другую сторону, примыкая к верфям Адмиралтейства, - строились рабочие. Это были почти сплошь крепостные крестьяне, сюда насильно переселенные. Они строили дома так, как привыкли строить их у себя в деревне: землянки, обращенные окнами во двор. Невысокие "муры" отделяли двор от улицы. Здесь никогда не бывало, чтоб несколько человек строились под одной крышей; каждый, расставаясь с сельским хозяйством, все же обзаводился в городе скотиной, птицей, небольшим клочком земли для огорода и сада. К сожалению, от этих первоначальных построек ничего не сохранилось (разве только на "Ослячей горке"). Однако, и возникавшие рядовые постройки сохраняли тот же "сельский" характер. Постепенный переход к камню, как материалу построек, дал возможность несколько поднять потолки в этих домах, но все же они оставались значительно более низкими, чем в прочих городских постройках. Зато крыши становятся все более плоскими, особенно крытые железом. Так как крепостным рабочим иметь окна на улицу было запрещено (а дверь подавно), то дома строились перпендикулярно к улице, причем постепенно становились все выше ворота - единственное украшение фасада.
Лишь в 50-х годах стали пробивать окна на улицу, а значительно позже - и двери, очевидно, под влиянием сложившегося по соседству мещанства, не стесненного строительным запретом, действовавшим в отношении переселенцев-крепостных".
Но о расселении мещан (ремесленников, торговцев, мелких служащих и т.д.) и об архитектуре их жилищ - в следующем очерке. Замечу только, что, несмотря на появление отдельных "стильных" домов, рабочая Слободка оставалась на многие десятилетия такой же, как ее описал одесский исследователь. Да и сейчас, в XXI веке, она поражает взгляд карликовыми хатами с вросшими в землю оконцами. И побелка стен с голубоватыми наличниками окон не может скрыть этого "архитектурного" убожества.
Юрий Крючков.
А вот и продолжение
http://www.vn.mk.ua/stories.php?id=2106НЕУЖЕЛИ НИКОЛАЕВ БЫЛ ТАКИМ УБОГИМ?
В "Вечернем Николаеве" ("ВН"- 17.11.07) была рассмотрена первая часть архитектурно-исторического представления о Николаеве 1930-х годов одесского искусствоведа, входящего в группу, которая разрабатывала план реконструкции нашего города. На мой взгляд, суждения этого эксперта представляют несомненный интерес для общей истории Николаева и оценки его архитектуры, потому ниже приводится продолжение его работы с моими комментариями.
2. Николаев ремесленно-купеческий
Рассматривая "архитектурно-художественный стиль" города в его историческом развитии, анонимный одесский искусствовед пишет:
"За рабочими и служащими верфей вскоре потянулись ремесленники и мелкие купцы, обслуживавшие их. Они начали строиться тоже недалеко от административного центра - по направлению к нынешнему базару, вклиняясь, таким образом, между рабочей Слободкой и "господской" частью города. Первые улицы этого рода - Советская и примыкавшие к ней.
Старые торговые (гостиные) ряды, как почти во всех русских городах, - одноэтажные, с арочной системой. В сторону Советской ул. - столбы, подпиравшие циркульные арки, были оживлены слабого рельефа пилястрами, но в настоящее время от них почти ничего не осталось. Целый квартал занимало это здание, с двором посредине. Теперь почти все уже снесено, оставшиеся несколько саженей здания следовало бы сохранить". Здесь речь идет о "Красных рядах", бывших в квартале между улицами Советской-Московской и Шевченко-Потемкинской. В начале XX в. городская Дума решила распродать этот торговый квартал, что и было сделано (см. "ВН" - 15.05.99, 21.03.2000), а на месте разрушаемых рядов возводились новые, более удобные торговые здания, принадлежавшие в основном еврейским купцам. Окончательно ряды исчезли во время войны, в 1941-1944 гг.
"Здание городского архива имеет два флигеля. Один - александровских времен - с портиком и 6 ионическими колоннами, к которым ведет широкая лестница в 8 ступеней. Большие интервалы между колоннами придают всему зданию приветливую легкость. Другой флигель - николаевских времен - с четырьмя пилястрами, красиво разбивающими плоскость фасада". Следует уточнить, что одесский автор неправильно называет эти здания "флигелями". Это - не флигели ("крылья" у основного здания), а самостоятельные дома, выходящие фасадом на улицу. Первое из них - это бывший до революции Городской банк на углу Декабристов и Спасской. Не могу согласиться, что это здание отличается "приветливой легкостью". Наоборот, мне кажется оно слишком приземистым и распластанным; особенно растянут его портик.
Здание неоднократно ремонтировали и "облагораживали", даже когда-то облепили фасад плиткой, что вообще выглядело нелепо. Сейчас плитку срубили и оштукатурили стены, придав этому зданию первоначальный вид.
Далее одессит пишет:
"Ремесленникам не всегда под силу было строиться - для них отчасти городом, отчасти предпринимателями возводились дома казарменного типа или "ряды", причем незыблемым мотивом являлись приземистые, неуклюжие колонны (они и до сих пор кое-где выступают из-за позднейших построек). Постепенно, однако, новые купцы другого пошиба, более предприимчивые, с большим размахом, стали оттеснять "стариков" в сторону базара. Те, отступая, консервативно держались старых привычных архитектурных форм - торговых рядов ложной арочной системы. Эти ряды и сейчас еще имеются вокруг базара, например, на углу Первомайской (Херсонской) и Советской - на углу Рыбной и Советской. На Советской ул. новые купцы начали отстраиваться по-новому. Рядом со спокойным фасадом дома на углу Советской и ул. 25 октября (Б.Морской), в котором грубы только капители на пилястрах, дом по Б.Морской №15 с его чистым орнаментом, возникают бесстильные новые дома, перегруженные мелочной, вычурной отделкой фасадов, которая не вырастает из конструктивных особенностей постройки.
Таков торговый центр города".
Можно согласиться с общей архитектурно-исторической оценкой "торговой" части города и процессом ее застройки, но отсутствие авторских иллюстраций не позволяет точно отождествить здания, на которые он указывает. Думается, что здание на углу Советской и Большой Морской - это дом Образцовой, а дом по Большой Морской - это сохранившееся до сегодняшнего дня "стильное" здание между Пушкинской и Наваринской улицами. А "бесстильными" одесский исследователь, похоже, называет все дома в стиле модерна, не признававшегося многими архитекторами. К ним относятся и нынешний художественный музей им. В.В.Верещагина, и Государственный банк, и бывший когда-то (в моем детстве) Дворец пионеров, и рядом с ним - здание клуба МВД.
Но дадим снова слово одесситу:
"Город рос, и к нему потянулись окрестные дворяне, которым надоело одиночество деревни. Они строились, конечно, в уже наметившейся "аристократической" части по улицам: Р.Люксембург (Никольской), 25 октября (Б.Морской), Свердлова (Спасской), Плеханова (Потемкинской) и Пушкинской, в части ея примыкавшей к административному центру.
Отметим дом №16 по ул. Плеханова: полный отказ от орнаментики, но зато соразмерное распределение оконных проемов и плоскостей, ударение на горизонталях, и - подчеркнутое желание отгородиться: ни одной двери со стороны фасада. В том же роде дом по Пушкинской №16. Строгий стиль, несколько сухой, соответствует классицизму первой половины XIX века. И здесь - первоначально парадных дверей не было, имеющаяся ниже пристройка - более позднего времени. И здесь - высокая стена отделяет двор от улицы. Менее сдержанным кажется фасад домов по Пушкинской №23. Он оживлен рядом вертикальных каннелюр на пилястрах. Это делает его более приветливым. Но и здесь чувствуется, что центр внимания обращен вовнутрь, в усадьбу.
От былых садов, которые, обыкновенно, примыкали к таким домам, почти ничего не осталось. Изредка, в виде естественной былой роскоши можно найти старые туи, редко - дубы или клены".
Следует заметить, что упомянутый дом по ул. Плеханова №16, который отличил одессит, - это веяние нового архитектурного духа, близкого к модерну с его обращением к быту человека, а не к фасаду здания. Этот дом сохранился до нашего времени, как и упомянутые выше все дома по Пушкинской ул., но они уже с новой нумерацией.
На этом заканчивается рассмотрение одесситом особенностей архитектуры Николаева феодально-крепостнического периода.
Юрий Крючков.