Помощь - Поиск - Пользователи - Календарь
Полная версия: Евреи и Николаев
> История Николаева > Прошлое Николаевщины
Страницы: 1, 2
Citizen
Привет всем! Ищу информацию на тему "Евреи и Николаев". Дело в том, что меня заинтересовал один факт: "В 1834 г. царь издал указ о выселении всех евреев из Николаева и Севастополя. Им разрешалось жить везде в Малороссии, кроме этих городов". Кто знает, в связи с чем был принят этот указ? Было ли это как-то связано с судостроением?
alexandrina
Да, действительно, интересно. Может и документы есть какие-нибудь по этой теме?
Boris
Первое упоминание "еврейской темы" было, скорее всего в книге Петра Палласа

Цитата

Этот город лежит в прекрасной равнине между Бугом и Ингулом, немедленно
затем соединяющимися в углу, образуемом Бугом с запада на
восток. Базар с лучшими городскими постройками идет вдоль Ингула, а
адмиралтейство поставлено в верхней части города. Остальные дома
правильно расположены кварталами, или квадратами. Самые лучшие
здания находятся на базаре; построенная в новом стиле с благородной
простотой, внутри - с таким же вкусом украшенная церковь; ее алтарная
часть представляет храм, поддерживаемый восемью колоннами, украшенными
позолотой и прекрасной живописью. Далее - городской
дом с двумя прекрасными колоннадами по сторонам, одна из них служит
биржей торговцам; гостиный двор, дом подрядчика жида Бореха; дом
Фалеева, построенный в молдаванском вкусе и дома адмиралов Мордвинова
и Рибаса, рядом [дом] купца Дофинэ, построенный из известняка с
серебристыми блестками.


Кстати, этот дом сохранился?
Lessa
В книге Ю.С.Крючкова "А.С. Грейг" описана эта ситуация, но с указанием другого года выхода приказа Николая I.

Изображение Изображение
Lessa
Информация от ВТ:
Первоисточник.
Изображение

Начиная с 221 стр. идет подробное описание.
alexandrina
Lessa, а насколько подробное описание? Нельзя отсканировать? Уж очень интересно:) Спасибо!

Lessa
Данное "Руководство" вчера было найдено на просторах Интернета пользователем ВТ. В эл.виде есть у меня. Переслать не смогу, достаточно большое.
alexandrina
А можно сбросить ссылку на этот документ? Может пользователь ВТ поделится информацией о том, где этот документ "лежит" в инете?
Буду очень благодарна!!!
Citizen
прочитала отсканированную страничку и нашла этот документ в глобальной сети, однако стало интересно, почему евреев Рафаловичей никто не выселял и они продолжали жить со всеми слугами в Николаеве? (см. последний абзац отсканированного документа выше). может, кто-нибудь знает?
olegivanov
Segodnya sluchayno nashel eto:

Постройку судов в Спасском Адмиралтействе передали на подрядных началах могилёвскому купцу II гильдии Шлеме Рафаловичу, который с женой (кишинёвской купчихой) и сыном в 20х гг. XX в. по приглашению жены адмирала А.С. Грейга переехал в г. Николаев, где сначала занимался поставками разных материалов и интендантских припасов для Черноморского Флота. При адмирале М.П. Лазареве Рафаловичи начали вести подрядную постройку судов. В 1938 г. Шлема Рафалович, а в 1847г. Александр (сын) и Ревекка (жена) Ракфаловичи (повторно) восстановили эллинги Спасского Адмиралтейства. С 1838-1857 гг. эта семья построила более 10 судов, включая "Париж" (один из первых многопушечных линейных кораблей), "Цесаревич" (по другим данным "Синоп", "Босфор") - крупнейший в России, первый 135-пушечный парусно-винтовой корабль.
С выселением евреев в 1829 г. из Николаева и Севастополя Рафаловичи вынуждены были уехать в г. Кишинёв, а затем переехать в г. Одессу. Однако с разрешения царя Николая I во время строительства судов жили в г. Николаеве.
Александр Рафалович был удостоен звания почётного потомственного гражданина г. Николаева.

Айван
На books.google.com есть множество книг посвящённых тематике евреев в Российской империи, статистические данные, законы, каталоги литературы. Правда качать оттуда бывает порой затруднительно, книга есть, а полного доступа нет. Большинство книг до 20-го века достуны для скачивания если ходить на сайт через прокси и то USA. Большинство за 20-ый век недоступны, по видимому из-за распространяющихся авторсикх прав и т.п.

Нашёл, скачал уже более 20-ти книг, правда размер не для пересылки по e-mail от 10 до 60 МБ.

Если что попробуйте через: http://www.proxer.ru/ .

Инструкция проста, вставляете обрезанную ссылку, к примеру: books.google.com/books?id=amApAAAAYAAJ&dq (опять таки стоит заметить, что лучше обрезать по образцу, в плане до символов dq далее идёт знак '=' и уже с ним всё в ссылке лишнее) и жмёте Enter. Открывается страница с переходом по проксику и указывается страна через которую будете идти(GBR,USA,IND,RUS etc.), нас интересует USA, если вас решили провести не через другую страну , не растраиваемся, закрываем страницу и вновь берём приступом прокси нужной нам USA(если что, на сайте рядом с прокси кнопкой, есть лист в котором целенаправленно можно выбрать USA). Открываеся страница с описанием книги и фотоматериалом, ищем кнопку Download PDF, жмём и ожидаем.

Вновь таки есть момент, что не всегда удачно скачивает, в плане обрыва процесса или появлением ошибки, упорствуем и пробуем ещё раз.

P.s.: Подключён к Wildpark, можно расшарить папку в DC++. Никнейм аналогичный.
alexandrina
Форумчане, кто-нибудь может подскажет, что это за завод Когана был в Николаеве в начале ХХ в.?
Павлюк
Если действительно интересно, могу еще раз выложить книгу:
Шитюк М.М., Щукін В.В. Єврейське населення Херсонської губернії в ХІХ - на початку ХХ століть.

Кроме того, в ближайшем будущем в свет выйдет еще одна книжечка Вашего покорного слуги и В.В. Щукина: http://gydim.nikportal.net/news/1171/

2 Citizen: Кроме Рафаловичей, по некоторым данным после указа Николая І 1829 г. в Николаеве проживали 12 семей, если мне не изменяет память.
Причина выселения сформулирована толком не была:
"Находя неудобным и вредным пребывание неслужащих евреев в городах Севастополе и Николаеве, Повелеваю на счет поселившихся в сих городах евреев, постановить следующие меры..." [Полный хронологический сборник законов и положений, касающихся евреев, от Уложения царя Алексея Михайловича до настоящего времени, от 1649 до 1873 гг.: Извлечение из Полных собраний законов Российской империи /Сост. В.О. Леван-да.-СПб., 1874. - С. 258.]
После этого указа последовал еще целый ряд нормативов об отсрочках и порядке высылки евреев.
Почему продолжали после этого жить евреи? - Из-за социально-экономического положения, необходимости, лояльно-попустительского отношения к ним местных властей.

Цитата(alexandrina @ 28.2.2009, 1:07) *

Форумчане, кто-нибудь может подскажет, что это за завод Когана был в Николаеве в начале ХХ в.?

Коганов много было... более точные данные есть?
alexandrina
Цитата
Если действительно интересно, могу еще раз выложить книгу:
Шитюк М.М., Щукін В.В. Єврейське населення Херсонської губернії в ХІХ - на початку ХХ століть.


Буду очень признательна за ссылку


Цитата
Коганов много было... более точные данные есть?


Кожевенный завод Когана - где он находился, как долго существовал, когда закрыли?

Спасибо!
Павлюк
Шитюк М.М., Щукін В.В. Єврейське населення Херсонської губернії в ХІХ - на початку ХХ століть. - Миколаїв, 2008..pdf
Размер файла: 5,65 Mb.

Скачать >>
alexandrina
Спасибо за ссылку!

Хотела бы к своему вопросу о заводе Когана добавить еще один: кто что слышал об аптеке Бланка? Где она находилась?
Cherny
Цитата(alexandrina @ 28.4.2009, 0:08) *

Хотела бы к своему вопросу о заводе Когана добавить еще один: кто что слышал об аптеке Бланка? Где она находилась?


По Адрес-календарю Николаевского градоначальства на 1915 г. аптека К.С.Бланка находилась на углу Московской и Сенной.
alexandrina
Цитата(Cherny @ 28.4.2009, 12:56) *

По Адрес-календарю Николаевского градоначальства на 1915 г. аптека К.С.Бланка находилась на углу Московской и Сенной.


Это случайно не там, где находится Муздрамтеатр (противоположный угол)?
Fort
Про аптеки Николаева можно прочитать здесь:
http://old.bazar.nikolaev.ua/index.php?subline=52

А про аптеку Бланка - тут:
http://old.bazar.nikolaev.ua/article.php?id=579
alexandrina
Цитата(Fort @ 28.4.2009, 13:48) *

А про аптеку Бланка - тут:
http://old.bazar.nikolaev.ua/article.php?id=579


Спасибо, я об этой аптеке и думала smile.gif
местный житель
Цитата(Fort @ 28.4.2009, 21:48) *


А про аптеку Бланка - тут:
http://old.bazar.nikolaev.ua/article.php?id=579


А ведь на снимке к статье угол Московской и Привозной, а не Сенной
alexandrina
Возможно, не совсем корректно задавать вопрос в этой теме, но может кто-то из форумчан знает, где находился клуб им.Свердлова?
Yositch
Цитата(alexandrina @ 29.4.2009, 17:57) *

Возможно, не совсем корректно задавать вопрос в этой теме, но может кто-то из форумчан знает, где находился клуб им.Свердлова?

ИзображениеHost for your pictures
вот клуб им.Свердлова.
Место сами узнаете, или подсказать? -)
местный житель
Это дом напротив Лондонской гостинницы, на углу Спасской и Соборной, там где затем выстроили здание с кафе "Простуда" "Прохлада"
alexandrina
Кто знает, что в этом здании находилось до того, как там открыли клуб? Когда, кстати, его открыли и как долго он существовал?
barmaley
Позвольте ответить на вопрос - почему выселяли евреев из городов Н. и С.
Спасибо.
Евреи, по большей части - космополиты, то есть считают своим домом всю Землю. Следовательно, для них не существует такого понятия, как государство (не считая платонической любви евреев к исторической родине). От того возрастает риск предательства. Города Н. и С. важные стратегические пункты, власть рисковала оставляя в стенах города неблагонадёжных жителей. Не трогали, только тех, евреев, кто являлся крупными подрядчиками с наработанными клиентами, у таких семитов не было мотивов для государственной измены.
Население города знало об этом, оттого периодически устраивало погромы в "жидовских кварталах". Так в 1913 году николаевцы забили насмерть дедушку Исаака Бабеля. В результате будущий великий писатель уехал в Одессу и прославил нашего соседа, а про Николаев написал чуть-чуть и с ненавистью.
Евреи, кстати, неплохо отплатили гоям за погромы - ввели в обиход слово "пацан". Изменённая форма слова - поц, то есть ху.. (перевод с идиш). История такова, босота носила еврейским скупщикам ворованное, а те их встречали словами:" - Пацаны пришли!" В смысле, люди с маленькими ху... Страшными голосами смеются они над босотой и по сей день.
Cherny
Цитата(alexandrina @ 29.4.2009, 21:14) *

Кто знает, что в этом здании находилось до того, как там открыли клуб? Когда, кстати, его открыли и как долго он существовал?


Когда открыли-не знаю, но в 20-е гг.он был рабоче-партийным клубом им.Свердлова (в 1925 г. к нему присоединили и Центральный рабочий клуб), со своим зрительным залом на 600 человек. В начале 30-х гг. превращен в партклуб им.Свердлова, а с 1933 г.(?) - уже становится Домом техники (на 1935 г.-им.Кужело). А после 1938 г.везде упоминается , как "бывший Дом техники".
А до революции в том здании располагалось НИКОЛАЕВСКОЕ ГОРОДСКОЕ СОБРАНИЕ (Спасская,38-см.Адрес-календарь на 1915 г.,с.148) Изображение


Цитата(местный житель @ 28.4.2009, 21:11) *

А ведь на снимке к статье угол Московской и Привозной, а не Сенной


Да, в карманном справочнике по Николаеву 1919 г. уже адрес Привозная и Московская.
alexandrina
Cherny, спасибо огромное за информацию! У меня еще есть один вопрос: может кто-то встречал информацию или знает что-то о рабочем клубе "Луначарского"? Знаю, что он был в 1920 г. в Николаеве. Интересно было бы узнать его местоположение, когда он появился, как долго существовал и что сейчас находится на этом месте. Спасибо!
Cherny
Цитата(Citizen @ 26.1.2009, 22:21) *

Привет всем! Ищу информацию на тему "Евреи и Николаев". Дело в том, что меня заинтересовал один факт: "В 1834 г. царь издал указ о выселении всех евреев из Николаева и Севастополя. Им разрешалось жить везде в Малороссии, кроме этих городов". Кто знает, в связи с чем был принят этот указ? Было ли это как-то связано с судостроением?


Возвращаясь к теме, вспомнил, что еще в 2004 г.в издательстве "Атолл", вышел двухтомник документов и материалов из фондов областного архива. Первый том-дореволюционные документы, второй-послереволюционные. Тираж,правда, 200 экземпляров, но есть в Гмыревке.
Изображение
Турист
Цитата(Cherny @ 5.5.2009, 21:54) *

Возвращаясь к теме, вспомнил, что еще в 2004 г.в издательстве "Атолл", вышел двухтомник документов и материалов из фондов областного архива. Первый том-дореволюционные документы, второй-послереволюционные. Тираж,правда, 200 экземпляров, но есть в Гмыревке.
Изображение


alexandrina, более подробно см. здесь -- http://www.usfamily.net/web/joseph/polozhe...ri_tsarizme.htm
или тут - http://www.eleven.co.il/article/12975
Павлюк
Цитата(Cherny @ 5.5.2009, 21:54) *

Возвращаясь к теме, вспомнил, что еще в 2004 г.в издательстве "Атолл", вышел двухтомник документов и материалов из фондов областного архива. Первый том-дореволюционные документы, второй-послереволюционные. Тираж,правда, 200 экземпляров, но есть в Гмыревке.
Изображение


Главу "Из истории евреев на Николаевщине в начале ХХ века" (вроде она так называлась) могу выложить. Если будет интересно - оцифрую.
alexandrina
Спасибо, Турист за ссылки

Павлюк:
Цитата
Главу "Из истории евреев на Николаевщине в начале ХХ века" (вроде она так называлась) могу выложить. Если будет интересно - оцифрую.


Буду очень признательна. Кстати, Вы обещали удовлетворить мое любопытство по поводу кожевенного завода им.Когана:)

Cherny
Цитата(alexandrina @ 6.5.2009, 19:20) *

Спасибо, Турист за ссылки

Павлюк:
Буду очень признательна. Кстати, Вы обещали удовлетворить мое любопытство по поводу кожевенного завода им.Когана:)


В упомянутой статье В.В.Щукина и А.Н.Павлюка "Из истории евреев на Николаевщине в нач.ХХ века", на стр.36 сказано:" Так, в 1914 г.была открыта обувная фабрика Г.Когана (угол улицы Соборной и Херсонской), первая в Херсонской губернии". Может, вместо кожевенного завода, подойдет обувная фабрика. Кстати, старое здание обувной фабрики просуществовало до 1971 г., а затем было снесенно и угол зачищен.Теперь там подобие сквера перед курганом им.тов.Шараева.
alexandrina
Цитата(Cherny @ 7.5.2009, 10:03) *

Теперь там подобие сквера перед курганом им.тов.Шараева.


Вы имеете в виду территорию, которая упирается в остановку или "клумбочки-цветочки-асфальт" , которые ближе к Советской? Насколько я помню на месте МакДоналдса был кинотеатр "Дружба" (потом игровые автоматы). Получается, что кинотеатр соседствовал с обувной фабрикой?
Cherny
Цитата(alexandrina @ 7.5.2009, 17:09) *

Вы имеете в виду территорию, которая упирается в остановку или "клумбочки-цветочки-асфальт" , которые ближе к Советской? Насколько я помню на месте МакДоналдса был кинотеатр "Дружба" (потом игровые автоматы). Получается, что кинотеатр соседствовал с обувной фабрикой?


Точно так. Вот она, фабрика, справа, еще довольное красивое здание в 1968 г. Изображение А в годы оккупации, подпольщики проникали на фабрику, чтобы устроить знаменитый поджог, в результате которого сгорело немецкое зимнее обмундирование, как раз со стороны будущего кинотеатра "Дружба" . Кстати, при немцах, там тоже был кинотеатр.
v0lant
Cherny, я видел фото, практически один-в один, или тот же фотограф или - совпадение?

http://photo.i.ua/user/1520603/100885/2293142/
Cherny
Цитата(v0lant @ 7.5.2009, 20:55) *

Cherny, я видел фото, практически один-в один, или тот же фотограф или - совпадение?

http://photo.i.ua/user/1520603/100885/2293142/


Думаю, тот же фотограф.
FARAON
Цитата(v0lant @ 7.5.2009, 20:55) *

Cherny, я видел фото, практически один-в один, или тот же фотограф или - совпадение?

http://photo.i.ua/user/1520603/100885/2293142/


УХ ТЫ
СКОКО ФОТОГРАФИЙ
SULTAN
Цитата(v0lant @ 7.5.2009, 21:55) *

Cherny, я видел фото, практически один-в один, или тот же фотограф или - совпадение?

http://photo.i.ua/user/1520603/100885/2293142/



Давненько не видал такой щедрости от коллекционеров.
Ну так как фото уже стали достоянием народа, предлагаю модернаторам создать темку, и в ней разбирать фото с этой ссылки, т.к. многие фото неизвестны, как и изображение на них.
Павлюк
Цитата(Cherny @ 7.5.2009, 18:03) *

В упомянутой статье В.В.Щукина и А.Н.Павлюка "Из истории евреев на Николаевщине в нач.ХХ века", на стр.36 сказано:" Так, в 1914 г.была открыта обувная фабрика Г.Когана (угол улицы Соборной и Херсонской), первая в Херсонской губернии". Может, вместо кожевенного завода, подойдет обувная фабрика. Кстати, старое здание обувной фабрики просуществовало до 1971 г., а затем было снесенно и угол зачищен.Теперь там подобие сквера перед курганом им.тов.Шараева.


В адрес-календаре (Вся Россия. Русская книга промышленности, торговли, сельского хозяйства и администрации. Торгово-промышленный адрес-календарь Российской Империи. - СПб.: Изд-е А.С. Суворина, 1895г. - Ст. 1571-1573) в списке торгово-промышленных предприятий упомянут некий Герш Коган (мануфактурные товары). Кожей же занимался некий "Чабак Ной (на базаре)".
Павлюк
Выкладываю, как и обещал: В.В.Щукин, А.Н.Павлюк. Из истории евреев на Николаевщине в нач.ХХ века.
из
Цитата

Изображение


Изображение Изображение Изображение Изображение Изображение Изображение Изображение Изображение

Изображение Изображение Изображение Изображение Изображение Изображение Изображение Изображение

(Простите, что на фотоаппарат, траблы со сканером).
alexandrina
Спасибо, Павлюк за фото! У меня по ходу прочтения этой информации возник такой вопрос - встречали ли Вы данные о еврейских погромах в Николаеве в период деникинщины?
Павлюк
Цитата(alexandrina @ 20.5.2009, 1:22) *

Спасибо, Павлюк за фото! У меня по ходу прочтения этой информации возник такой вопрос - встречали ли Вы данные о еврейских погромах в Николаеве в период деникинщины?


В. Мальцев

Еврейские погромы 1919 – 1921 годов на территории современной Николаевской области.

В течение гражданской периода войны 1917 – 1920 годов Украина была ареной ожесточенной борьбы. Ряд городов и местечек по несколько раз в год переходили из рук в руки. Немецкие оккупанты, Центральная Рада, войска Гетмана Скоропадского, Симон Петлюра, Деникин, Врангель и десятки местных банд. Как правило, в каждом районе была своя банда под предводительством того или иного атамана: Махно, Григорьева, Струна, Зеленого и многих других. Основной лозунг был “долой коммунистов и жидов”. Среди населения распространялись слухи о еврейском происхождении всех комиссаров и чекистов. Поражения украинского войска еще более возбудили антиеврейские настроения. И, как это уже не раз бывало, еврейское население сделали виновником всех бед народа. Стоило кому – либо захватить власть в городе, как начинался погром. Еврейские города и местечки выглядели мрачными кладбищами: дома сожжены и разрушены, улицы мертвы и пустынны.1
Еврейское население Николаевской губернии, входившей в черту оседлости, также не избежало погромов. За годы гражданской войны на территории нынешней Николаевской и Одесской области было совершено 95 погромов в 71 месте, включая еврейские земледельческие колонии, города, села и местечка. Летом – осенью 1919 года погромы совершали сразу несколько противоборствующих сил: отряды Петлюровцев совершили 8 погромов, Добровольческая армия А.Деникина – 27 погромов, банды Махно, Григорьева и других атаманов на протяжении 3 лет совершали погромы около 60 раз2.
В 1921 году Вознесенским еврейским общественным комитетом делаются объезды местечек и деревень, населенных евреями. Делались подсчеты пострадавших от погромов в период гражданской войны. Находим следующие цифры: 1)г.Вознесенск – около 1300 семей, 2)Березовка – 1000 семей, 3)Братское – проживало 300 семей, а осталось 100, 4)Доманевка – проживало 200, а осталось 150, 5)Мостовое – было около 160, а осталось 135, 6)Константиновка – было 80, а осталось 70 семей, 7)Каптакузовка – проживало около 200 семей, а осталось – 55 – 60, 8)Распополь – жило свыше 100 семей, а осталось около 30, 9)Александровка – было 50, а осталось не более 30семей.
Во всех перечисленных местах в свое время были погромы. Помощи никем не оказывалось, и лишь в 1921 году Еврейский общественный комитет впервые провел работу в этом направлении. К совершенно оставленным еврейским населенным пунктам надо отнести Веселиново (проживало около 50 семей), Щербань, Еланец, Арбузинка (было около 80 семей) и множество других местечек и сел, где проживало не очень много евреев. В общем, по подсчетам, пострадало около 3000 тысяч семей.3
Очень сильно пострадали еврейские земледельческие колонии. К 1918 году их было 15, с общим количеством населения около 18500 человек (около 3% населения губернии). Все проходящие войска и банды громили и издевались над евреями, происходили грабежи и насилия над девушками, убийства стариков и детей. Особенно пострадала маленькая колония Сагайдак. Это была самая маленькая колония, из которой понемногу разбежалось большинство населения и остались одни немощные старики и дети.
Нередко колонии подвергались нападениям по несколько раз подряд. Так, в мае 1919 года колония Доброе пережила первый погром от Григорьевских банд. На протяжении 6 часов продолжалось поголовное убийство и грабеж имущества. Было убито более 100 человек. Проезжавшие мимо крестьяне из соседней деревни увидев, что “по улице валяются расстрелянные трупы и разбросанные вещи, начали также заниматься грабежами оставшихся закрытыми лавок”.4 Осенью того же года колония подверглась погрому Деникинскими войсками, которые грабили и убивали на протяжении 3 – х месяцев до прихода Советской власти. В результате: круглых сирот – 250 человек, вдов – 80, почти полностью разгромленное хозяйство.
В колонии Ново – Полтавка была организована самооборона, и мелкие банды туда не совались. Но в июле 1919 года подошли крупные отряды Махно с бронепоездом. После непродолжительного сопротивления сопротивление было сломлено и в колонии началась резня. В воспоминаниях очевидцев находим: ”дикие махновские бандиты свободно разгуливали по улицам и тащили все попавшиеся на глаза вещи, клали на подводы и куда – то увозили. Все крестьянское хозяйство было куда – то увезено. Все дворы, квартиры, конюшни остались пусты. Брали все, что хотели, свободно, потому, что жители не сопротивлялись, а наоборот, просили, что бы все забрали, лишь бы оставили в живых”.5 Было убито более 130 человек.
Это лишь несколько эпизодов из серии погромов тех лет. Из 1520 погромов, устроенными различными бандами и армиями в 1918 – 1920 годах на территории бывшей Российской империи, три четверти пришлось на евреев Украины. Не было ни единого города или еврейского местечка, которое бы не пострадало от погрома, грабежа, или не было обложено контрибуцией.6 Поэтому еврейское население воспринимало большевиков как единственных спасителей. По различным оценкам погибло от 70 до 180 –200 тысяч человек. Сотни тысяч изувеченных, огромное количество сирот, сотни совершенно уничтоженных еврейских поселений.7

Литература:
1 Донской М.Л. Общественность на помощь бедноте. – Харьков. – 1928. – С. 11.
2 Там же.
3 Государственный архив Николаавской области (далее ГАНО) Ф.2197, Оп.1, Д.8, Л.24.
4 ГАНО Ф.1817, Оп.2, Д.557, Л.5.
5 ГАНО Ф.1817, Оп.2, Д.555, Л.2
6 Горовский Ф.Я. Евреи Украины (краткий очерк истории). Ч. 2. - Киев.- 1995. – С. 20.
7 Краткая еврейская энциклопедия. Иерусалим. – 1995. – Т. 4. С.569.

Boris
Вот, нашел книгу, может пригодится:

Название: Книга погромов. Погромы на Украине, в Белоруссии и европейской части России в период Гражданской войны 1918-1922 гг. Сборник документов
Автор: Л.Б. Милякова (ответственный редактор)
Издательство: Российская политическая энциклопедия
Год: 2007
Страниц: 1054
Формат: DJVU (OCR) > RAR
Размер: 13,98 MB
ISBN: 5-8243-0816-0
Качество: Хорошее
Язык: Русский

RapidShare
ifolder
alexandrina
Спасибо за информацию.
Еще один вопрос - может кто-нибудь встречал конкретные данные по погромам в Николаеве, особенно меня интересует период август 1919-январь 1920 гг.?
Павлюк
Цитата(alexandrina @ 20.5.2009, 18:41) *

Спасибо за информацию.
Еще один вопрос - может кто-нибудь встречал конкретные данные по погромам в Николаеве, особенно меня интересует период август 1919-январь 1920 гг.?


К сожалению, таких данных я у себя не обнаружил... Да и период...
alexandrina
Цитата(Павлюк @ 27.5.2009, 16:45) *

К сожалению, таких данных я у себя не обнаружил... Да и период...


С периодом все понятно - деникинщина. Были ли погромы в городе в этот период или нет? Потому что, как заявил убийца Слащова на суде, он мстил за попустительство погрому в Николаеве. Вот и хочется разобраться в этом
Cherny
Предлагается к обсуждению следующий документ. Изображение Для чего еврейским женщинам брили головы и почему император им это запретил ?
Yositch
Цитата(Cherny @ 14.12.2009, 20:29) *

Для чего еврейским женщинам брили головы и почему император им это запретил ?

Вот не знаю о чем вы (сейчас погуглю почитаю) но я знаком с женами некоторых украинских, российских и казахстанских равинов (их называют "ребеце" если муж "ребе"). Так вот они на людях появляются в париках. Подозреваю что они под париками коротко стрижены. Религиозная традиция вероятно.
Boris
По поводу бритья: в свое время читал подобное в Своде Законов Российской Империи.

По поводу париков - у замужних еврейских женщин голова должна быть всегда покрыта. Но... хочется оставаться женщиной, вот и в качестве лайфхака используется парик. Вроде бы так...
Это текстовая версия — только основной контент. Для просмотра полной версии этой страницы, пожалуйста, нажмите сюда.
Русская версия Invision Power Board © 2001-2025 Invision Power Services, Inc.