Помощь - Поиск - Пользователи - Календарь
Полная версия: Трансформаторные будки
> История Николаева > Артефакты
Страницы: 1, 2
Boris
Если спросить жителя любого города: что в городе есть такого уникального, чего нет в других местах, то можно получить самые разнообразные ответы. Для меня же визитной карточкой Николаева будут... трансформаторные будки! Да, да — те самые, железные клёпанные будки с литыми запорами и высокими мачтами. Их еще осталось довольно много в Николаеве и хотя им скоро исполнится сотня лет, старушки исправно служат по своему прямому предназначению.

Собственно, на этот форум я вышел совершенно случайно и зарегистрировался на нем как раз для того, чтобы выяснить один весьма частный вопрос об этих самых будках. А потом... потом я втянулся в изучение истории родного города, но никогда не забывал о своём первоначальном интересе.

Честно говоря, я старался не афишировать своё увлечение, дабы не сойти за шизанутого, но пообщавшись с форумчанами, я понял, что у меня ещё не самый запущенный случай smile.gif Последним толчком стали "Покатушки-2010", где я дал первую пробную лекцию о предмете своего вожделения и она была вполне благосклонно принята. А когда я увидел людей, буквально получающих оргазм при виде снегоуборочного трамвая, то я понял: всё нормально. Если эти фанатики ходят без смирительных рубашек и даже ездят на встречи в другие города, то мне бояться нечего biggrin.gif

Так что в этой теме я планирую дать серию материалов об истории и сегодняшнем состоянии этих памятников техническому прогрессу.
Fort
С нетерпением жду твоего рассказа и на правах основателя сайта предлагаю разместить эти статьи и на самом сайте "Николаевский Базар".
Думаю, что порывшись по своим фото архивам, форумчане дополнят твои рассказы иллюстрациями этих самих будок разных лет.
Lessa
Цитата(Fort @ 16.10.2010, 0:44) *

С нетерпением жду твоего рассказа и на правах основателя сайта предлагаю разместить эти статьи и на самом сайте "Николаевский Базар".

Мы перезальем. Просто обсудить их будет удобней на форуме. wink.gif
Борис, потом удалю свой рабочий флуд.
Boris
Итак, начну потихоньку. Речь будет идти вот об этих сооружениях, еще попадающихся на улицах нашего города:
Изображение

Это ТП-2, находится возле нынешнего Дворца торжественных событий на углу улиц Лягина и Спасской. Но прежде чем рассказывать более подробно про наши будки, хотелось бы слегка осветить тему относительно наших соседей.

Вот, например, такие будки стояли в центре Одессы:

Изображение

Предназначены они были для работы с подземными коммуникациями и имели входную дверь, но кроме того — сами поворачивались вокруг своей оси, давая возможность монтеру подобраться к оборудованию с любой стороны. К сожалению, на всю Одессу осталась всего одна такая будка:

Изображение

Похожа на афишную тумбу smile.gif

Кроме того, в Одессе есть и другой тип старых трансформаторных будок - для воздушных проводов:

Изображение

Этих сохранилось гораздо больше...

Свои, уникальные будки были и в Елисаветграде (в настоящее время - Кировоград):

Изображение

Все эти конструкции строились для одной цели - трансформации тока высокого напряжения для подачи конечным потребителям электроэнергии в быту и на производстве. Но у николаевских будок была другая задача. Какая? Об этом я расскажу в следующий раз...
Doctor-uzi
Борис эту будку ты наверняка видиш каждый рабочий день- пересечение Акима и Потемкинской

Изображение
Boris
Итак, трансформаторные подстанции (в то время они назывались "трансформаторные киоски") начали устанавливать в июне 1914 года и предназначались они для обслуживания николаевского трамвая. Если же нанести на карту трамвайные пути начала 20-го века и места расположения подстанций - то легко в этом убедиться. Правда, по другим источникам, эти подстанции изначально строились для обслуживания осветительной сети города и вопросы об их установке были переданы трамвайной комиссии "в нагрузку". А по документам в Облэнерго они почему-то датированы 1912 годом и местом строительства указан "Бельгийский завод" (сейчас это ЧСЗ). Короче, этот вопрос требует дополнительного изучения.

В любом случае, все претензии к этим подстанциям сыпались на голову трамвайной комиссии. Так, например, в "Николаевской газете" от 14 июня 1914 г. появилась такая заметка:

Цитата
Письмо городской управы в трамвайною комиссию о трансформаторных киосках
Многие из господ гласных и граждан г. Николаева жалуются на крайне безобразный вид установленных у самых ходовых полос на тротуарах железных киосков для трансформации электрического тока. Эти киоски своим безобразным видом наносят ущерб домовладельцам в особенности тем, где расположены торгово-промышленные заведения. В виду того, что тип и конструкция будок не были согласованы и представлены в думу на одобрение, управа просит трамвайную комиссию сообщить — по чьему распоряжению допущено такое обезображивание городских улиц.


В защиту трамвайной комиссии хочу сказать лишь одно: Эйфелеву башню поначалу тоже считали уродующей Париж...

А тем временем по городу ползли слухи об истинном предназначении этих конструкций. Жители города разделились на два лагеря: одни считали, что это будут квасные будки, другие — общественные туалеты smile.gif

В любом случае, высокое качество металла и клёпки — в то время основной корабельной технологии, примененной при строительстве трансформаторных подстанций — позволили простоять им почти столетие. Причем, тогда и сейчас они используются (и я надеюсь — будут использоваться) по прямому назначению!
selit
Я тоже люблю старые надежные вещи smile.gif
Очень рад, что подняли такую тематику и теперь мучает один вопрос: - А в данный момент эти будки выполняют роль трансформации напряжения для электротранспорта? Или они переоборудованы под гражданские нужды (просто очень трудно поверить, что будка возле загса выполняет роль ИП для трамваев), но там же другое напряжение совсем.

Насколько я знаю, электротранспорт питается потсоянным напряжением 600В, а для гражданских нужд это не подходит sad.gif
Доктор Фрейд
корпуса только остались, а начинка, конечно, поменялась и не раз
Doctor-uzi
Предлагаю составить список где эти исторические будки рапсологаются:

- Обсерваторная / Потемкинская
- Акима / Потемкинская
- Садовая / Никольская
...
Boris
Цитата(Doctor-uzi @ 18.10.2010, 15:45) *

Предлагаю составить список где эти исторические будки рапсологаются:

- Обсерваторная / Потемкинская
- Акима / Потемкинская
- Садовая / Никольская
...


"Всё украдено до вас" smile.gif
Список есть, причем некоторые подстанции стоят в таких местах, где искать вы и не догадались бы smile.gif

Вечером продолжу свой рассказ.
Boris
Продолжаем разговор... как-то Николаевский кондуктор опубликовал на форуме вот такую карту:

Изображение

На ней показано состояние электросети на начало 30-х годов 20-го века согласно отчета Гипрограда. Хочу отметить, что интервенция, разруха и прочие катаклизмы могли сократить к тому времени количество действующих трансформаторных киосков...

Что мы имеем на сегодняшний день? На своих исторических местах находятся 12 трансформаторных будок в той или иной степени сохранности:

1. ТП2 (Лягина - Спасская)*
2. ТП9 (Садовая - Никольская)
3. ТП10 (пр. Ленина - Садовая)*
4. ТП11 (Дзержинского - Потемкинская)*
5. ТП12 (Акима - Потемкинская)
6. ТП14 (3 Слободская - Чкалова)*
7. ТП16 (Никольская - Наваринская)
8. ТП19 (Потемкинская - Обсерваторная)*
9. ТП21 (Фалеевская - Шевченко)*
10. ТП22 (пр. Ленина - Пушкинская)
11. ТП24 (Дунаева - М. Морская)
12. ТП25 (Декабристов - Защука)

Звездочками я отметил подстанции с сохранившейся мачтой.

Но это не все трансформаторные киоски, существующие на сегодняшний день. Есть еще три будки, которым не сиделось на собственных местах и они оправились в путешествия. Куда? Об этом в следующий раз...
Doctor-uzi
Boris Спасибо за рассказ !
UserNik
Ну хорошо. Если уже и координаты всех энергетических узлов - подстанций (как всё-таки неприятно звучит слово "будка) "рассекречены", нельзя ли полюбопытствовать - каковы технические данные упомянутых объектов? В частности - электрическая мощность, входное/выходное напряжения, особенности конструкции, обеспечившие столь длительный ресурс.
Boris
Цитата(UserNik @ 19.10.2010, 20:20) *

Ну хорошо. Если уже и координаты всех энергетических узлов - подстанций (как всё-таки неприятно звучит слово "будка) "рассекречены", нельзя ли полюбопытствовать - каковы технические данные упомянутых объектов? В частности - электрическая мощность, входное/выходное напряжения, особенности конструкции, обеспечившие столь длительный ресурс.

"Начинка", в отличии от внешнего вида - информация ДСП. Мои попытки переписать эту информацию были вежливо (но настойчиво) пресечены сотрудником, показывавшим мне документы. Кроме того, как уже тут было замечено, внутренняя начинка подстанций неоднократно менялась и исторической ценности не представляет.
UserNik
Ну, знаете, если у трансформатора засекречена мощность, то там, предположительно, не трансформатор.
А что? Синхрофазотрон (на худой конец - золото-бриллианты). Не верю (Паниковский не обязан всему верить).
Просто интересно, данные сооружения питают уличное освещение или потребительскую сеть?
Всё-таки неудобно они размещены для тех.обслуживания. Обычно подстанция располагается в "укромном" месте, желательно возле открытой (без асфальта или бетона) земли.
И ещё вопрос. Неужели около пересечения улиц Наваринской и Никольской когда-либо ходил трамвай?
Boris
Цитата(UserNik @ 19.10.2010, 22:30) *

Ну, знаете, если у трансформатора засекречена мощность, то там, предположительно, не трансформатор.
А что? Синхрофазотрон (на худой конец - золото-бриллианты). Не верю (Паниковский не обязан всему верить).

Не работали вы в режимных организациях smile.gif

Цитата
Просто интересно, данные сооружения питают уличное освещение или потребительскую сеть?
Всё-таки неудобно они размещены для тех.обслуживания. Обычно подстанция располагается в "укромном" месте, желательно возле открытой (без асфальта или бетона) земли.

Это была одна из претензий к трамвайной комиссии. Устройте спиритический сеанс и задайте духам этих людей свой вопрос.

Цитата
И ещё вопрос. Неужели около пересечения улиц Наваринской и Никольской когда-либо ходил трамвай?


Изображение
UserNik
Да уж, "Карта №10" - это круто... проясняет суть дела, не прибегая к спиритизму. Ясненько.
Невдомёк всё-ещё, правда, насчёт "секретности". Тип любой подстанции в обязательном порядке указывается на её внешней стороне. По типу, естесно, можно легко определить основные тех.параметры (унификация). Недостаток информации в электротехнике небезопасен. Речь, конечно, о "квалифицированном персонале". Но "у нас", почему то всё иначе. Согласен, элетрохозяйство, которое имеем, лучше никому не показывать.
Boris
Цитата(UserNik @ 19.10.2010, 23:27) *
Да уж, "Карта №10" - это круто... проясняет суть дела, не прибегая к спиритизму. Ясненько.

Спросили про Наваринскую и Никольскую? Так чем карта не угодила-то?
Цитата(UserNik @ 19.10.2010, 23:27) *

Тип любой подстанции в обязательном порядке указывается на её внешней стороне. По типу, естесно, можно легко определить основные тех.параметры. Недостаток информации в электротехнике небезопасен. Речь, конечно, о "квалифицированном персонале". Но "у нас", почему то всё иначе.


Еще раз повторю: меня современная начинка не интересует. Кого, например, интересует фамилия бабы Мани, живущей в коммуналке нарезанной внутри старинного особняка? Если есть что сказать — прошу. А я замолкаю в этой теме.
UserNik
Цитата(Boris @ 19.10.2010, 23:31) *

Спросили про Наваринскую и Никольскую? Так чем карта не угодила-то?

Карта, как раз - вещь. При её просмотре чувство, подобное тому, когда ходишь по высохшему дну океана, или при исследовании затонувшей Атлантиды... Какое неудовольство?! Наоборот! Никогда не думал, что так могли проходить трамвайные рельсы. Интересно, было ли это в реальности или только проект? "Внутренностями" интересоваться больше не буду. Тыща извинений, Boris.
chees
Цитата(UserNik @ 19.10.2010, 20:20) *

Ну хорошо. Если уже и координаты всех энергетических узлов - подстанций (как всё-таки неприятно звучит слово "будка) "рассекречены", нельзя ли полюбопытствовать - каковы технические данные упомянутых объектов? В частности - электрическая мощность, входное/выходное напряжения, особенности конструкции, обеспечившие столь длительный ресурс.

По своему опыту знаю, большинство подстанций понижающие 6кВ/380В и мощностью 60-100кВА.
Кстати, еще одна такая подстанция стоит в Терновке, на улице Маяковской. Когда-то там стояла стоечная подстанция на 30кВА, но при увеличении нагрузки ее стало не хватать, стоечную сняли и привезли вот такую клепаную, с тех пор и стоит...
Boris
Цитата(chees @ 20.10.2010, 11:57) *

По своему опыту знаю, большинство подстанций понижающие 6кВ/380В и мощностью 60-100кВА.
Кстати, еще одна такая подстанция стоит в Терновке, на улице Маяковской. Когда-то там стояла стоечная подстанция на 30кВА, но при увеличении нагрузки ее стало не хватать, стоечную сняли и привезли вот такую клепаную, с тех пор и стоит...

Во! Как раз сегодня собирался про нее рассказать! А не помните приблизительно период времени, когда ее привезли?
Доктор Фрейд
и откуда её убрали??
chees
Меняли где-то в конце 80-х - начале 90-х. Точнее не скажу. Я тогда жил в Терновке, сосед работал в Николаевском РЭС и договорился насчет подстанции.
Boris
Итак, ранее я говорил про три подстанции, которые стоят не на своих местах. Как любезно подсказал chees, одна из них (ТП-931) живет теперь в Терновке, на улице Маяковского. Вот она:

Изображение

Другая — на краю Балабановки, в районе Водолея (ТП-1221):

Изображение

А третья до недавнего времени стояла на углу Малой Морской и Скороходова (напротив КИТа):

Изображение

Сейчас вместо нее стоит вот это:
Изображение
Фото Doctor-uzi

Куда она пропала? А она теперь работает памятником!

Изображение
Фото местный житель

Глядя на этот памятник я испытываю смешанные чувства. С одной стороны, я рад, что кто-то оценил оригинальность и красоту этих подстанций, с другой стороны — это как памятник живому человеку. Более того, этого человека специально умерщвляют дабы сделать мумию его самого. Где-то так...

Для меня же был бы идеальным вариант, если бы памятник был действующим. К нему бы тянулись провода а внутри гудел трансформатор... Ладно, это всё мечты smile.gif

В следующий раз я планирую выложить фотки других действующих ТП-шек.
Boris
Продолжаем разговор. Сегодня я хочу вам показать наиболее сохранившиеся подстанции, которые даже не потеряли свои клёпаные мачты:

Изображение

ТП-2, на угла Лягина и Спасской.

Изображение

ТП-10, на углу Садовой и пр. Ленина.

Изображение

ТП-11, на углу Дзержинского и Потемкинской

Изображение

ТП-14, на углу Дзержинского и Чкалова

Изображение

ТП-19, на углу Обсерваторной и Потемкинской

Изображение

ТП-21, на углу Фалеевской и Шевченко
Александр Сергеевич
Борис Григорьевич, а как насчёт той, что стоит на углу 295 Стрелковой дивизии и пр.Октябрьского,
возле остановки "Кульбакинский поворот"?
Boris
Цитата(Александр Сергеевич @ 30.10.2010, 19:26) *

Борис Григорьевич, а как насчёт той, что стоит на углу 295 Стрелковой дивизии и пр.Октябрьского,
возле остановки "Кульбакинский поворот"?

Ту, то недавно поставили? Так с нее еще заводская краска не слезла smile.gif
Boris
А теперь про подстанции, которые сохранились хуже:

Изображение

ТП-9, на углу Садовой и Никольской

Изображение

ТП-12, на углу Акима и Потемкинской

Изображение

ТП-16, на углу Никольской и Наваринской

Изображение

ТП-22, на углу Пушкинской и пр. Ленина

Изображение

ТП-24, на углу Дунаева и М. Морской

Изображение

ТП-25, на углу Защука и Декабристов

В следующий раз я расскажу про подстанции, которые сохранились только на фотографиях.
Boris
Итак, подстанции, которые остались только на фотографиях. Сегодня представляю вам ту, которая стояла возле гостиницы "Лондонская". Здание находилось на углу Соборной и Спасской, по диагонали от существующего в настоящее время цветочного рынка.

Изображение

Фотография из книги "Міліція Миколаївщини: історія та сьогодення", стр. 26.

А вот другой ракурс:

Изображение

Фотография из личного архива Fort'а.

Скорее всего, фотографии сделаны во времена интервенции 1918 года (видны мешки с песком и люди в форме).

Продолжение следует...
Yositch
Цитата(Boris @ 4.11.2010, 22:52) *

Скорее всего, фотографии сделаны во времена интервенции 1918 года (видны мешки с песком и люди в форме).

Именно в 1918 году. Эта серия открыток была сделана в 1918-19 г.г.во время оккупации австрийскими войсками. В марте 1919 они уже ушли из города, а в октябре 1918 их еще не было в Николаеве.
Boris
Цитата(Yositch @ 4.11.2010, 22:57) *

Именно в 1918 году. Эта серия открыток была сделана в 1918-19 г.г.во время оккупации австрийскими войсками. В марте 1919 они уже ушли из города, а в октябре 1918 их еще не было в Николаеве.

Спасибо! Кстати, Sultan в свое время сделал прекрасный "Перекресток эпох":
Изображение
Boris
Подстанция на углу Потемкинской и Советской. Стояла примерно там, где сейчас стоят автоматы с газводой:

Изображение

а это с другого ракурса:

Изображение

У SULTAN'а есть "Перекресток эпох" с более ранней фотографией:

Изображение

После 1914 года Санкт-Петербургскую гостиницу переименовали в Петроградскую smile.gif
Boris
Кстати, вот еще один ракурс подстанции возле Лондонской гостиницы:

Изображение

На месте здания на заднем плане сейчас дом, в котором находилось кафе "Прохлада"
Boris
Вот еще одна фотография:

Изображение

Трансформаторная подстанция на углу Декабристов (ул. Глазенаповская) и Потемкинской.

С этим перекрестком у меня связана масса личных воспоминаний: на соседнем квартале (в доме бывш. офицерского собрания Прагского полка) жила сначала бабушка, а потом и я; свадьбу гулял в кафе "50/50" — это здание как раз рядом с местом где стояла эта будка; в студенческие годы я подрабатывал ночным сторожем в Центрально районном суде, который тоже рядом smile.gif
Fort
Не хочу расстраивать, но это перекресток Соборной и Потемкинской, все та же Петроградская гостиница.
Boris
Цитата(Fort @ 8.11.2010, 13:34) *

Не хочу расстраивать, но это перекресток Соборной и Потемкинской, все та же Петроградская гостиница.

Похоже на правду sad.gif

А вот еще фотка с твоего архива:

Изображение

Вроде-бы (теперь буду так формулировать smile.gif ) это возле "Белочки", на углу Шевченко (Таврической) и Советской (Соборной), через дорогу от "Детского мира".
Fort
Именно так!
Во время ВОВ здание сгорело, было восстановлено в тех же стенах, но уже без украшений.
Долгое время на первом этаже располагался конфетный магазин "Белочка".
Александр Сергеевич
Борис Григорьевич, вы не в курсе, откуда эта ТП-1319?
Ну та,что на углу 295 С.Д. и пр.Октябрьского?
Ранее её вроде не было?
Boris
Цитата(Александр Сергеевич @ 10.11.2010, 15:28) *

Борис Григорьевич, вы не в курсе, откуда эта ТП-1319?
Ну та,что на углу 295 С.Д. и пр.Октябрьского?
Ранее её вроде не было?

Видимо, стало не хватать мощности существующих - купили и поставили новую. Что тут такого экстраординарного?
chees
Цитата(Boris @ 8.11.2010, 14:12) *

Похоже на правду sad.gif

А вот еще фотка с твоего архива:

Изображение

Вроде-бы (теперь буду так формулировать smile.gif ) это возле "Белочки", на углу Шевченко (Таврической) и Советской (Соборной), через дорогу от "Детского мира".

Я так понял, старая ТП уже не подходила по нагрузке и позже поставили новую, через дорогу,как на этом снимке:
Изображение
Fort
На снимке торговые киоски, а не трансформаторные будки.
Boris
Цитата(chees @ 11.11.2010, 14:11) *

Я так понял, старая ТП уже не подходила по нагрузке и позже поставили новую, через дорогу,как на этом снимке:
Изображение


Судя по виду, это "Брашка", их осталось в городе всего три штуки. Они достойны отдельной темы, но я пока собираю про них материал.

Цитата(Fort @ 11.11.2010, 14:33) *

На снимке торговые киоски, а не трансформаторные будки.

На "Брашку" тоже похожа, но надо подверить по снимкам-документам.
Александр Сергеевич
Борис Григорьевич, выложить тут снимки некоторых подстанций будок?
(Сам снимал, так что они свеженькие)
selit
Недавно забрел на 7 слоботскую (между Чигрина и Скороходова, бывший мясокомбинат), увидел старую трансформаторную будку (правда из камня). Она высокая и с клепальными дверцами и до сих пор работает.
Alien
Цитата(selit @ 23.11.2010, 9:54) *

Недавно забрел на 7 слоботскую (между Чигрина и Скороходова, бывший мясокомбинат), увидел старую трансформаторную будку (правда из камня). Она высокая и с клепальными дверцами и до сих пор работает.

Хах)) там еще рядом вход в тот подземный бункер, про который я сздавал тему в другой ветке))
Boris
В книге Крючкова "Старый Николаев" найдены фотографии еще двух уже исчезнувших подстанций:

Изображение

Это напротив входа в горбольницу на Володарского

Изображение

На углу Никольской и Фалеевской. Эту подстанцию я еще застал на своем месте. По некоторым косвенным признакам, именно она сейчас стоит в Терновке.
Александр Сергеевич
Борис Григорьевич, специально для вас! smile.gif
Изображение Изображение Изображение Изображение Изображение
Возле дома ул.Ленинградская, 39.
Александр Сергеевич
Изображение Изображение Изображение
Снято в Ракетном Урочище между конечными 2 и 40/81/82.
Fort
Борису Григорьевичу смотреть исключительно лежа! laugh.gif
Александр Сергеевич
Защем рухаешся,нащальника?Изображение
Как Джамшут построил (будку),так Равшан и сфоткалИзображение
Это текстовая версия — только основной контент. Для просмотра полной версии этой страницы, пожалуйста, нажмите сюда.
Русская версия Invision Power Board © 2001-2025 Invision Power Services, Inc.